Мир культуры семейских Бурятии
Рабочая тетрадь для учащихся
3–4-х классов общеобразовательных школ
Рабочая тетрадь является обязательным компонентом учебно-методического комплекта и продолжает путешествие в мир народной культуры семейских Бурятии. Ее содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Оно отражает содержание предметной области «Изобразительное искусство», а также содержание организации внеурочной деятельности по формированию у детей художественной культуры, расширению их кругозора и воспитанию у них любви к истокам народного творчества, к родной земле. Предлагаемые задания и игровые приемы способствуют развитию творческих способностей детей. Рабочая тетрадь адресована учащимся 3–4-х классов общеобразовательных школ и их родителям, учителям начальной школы, а также педагогам дополнительного образования.
Работа в тетради поможет познакомиться с бытом, ремёслами, традициями декоративного творчества семейских. В рабочую тетрадь вошли задания, выполняя которые ученик будет рисовать, клеить, конструировать, делать аппликации.
Планируемые результаты освоения в 3-4 м классе.
Планируемые результаты освоения Программы по приобщению к истории и культуре старообрядцев (семейских) Забайкалья в 3-4 м классе представлены через универсальные учебные действия (УУД) младших школьников.
В процессе изучения у обучающихся будут сформированы:
Личностные УУД:
– положительное отношение и интерес к изучению истории и культуры старообрядцев Забайкалья;
– познавательная активность, внимательность, любознательность;
– способность различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
– умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения результата;
– понимание того, что знание истории, традиций, обычаев своих предков нужны для сохранения этнической культуры предков;
– умение оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– осознавать границы собственных знаний и понимать пер спективы дальнейшей учебной работы;– определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
– по условным обозначениям, вопросам и заданиям понимать и принимать учебную задачу;
– самостоятельно, с одноклассниками, с помощью взрослого планировать свои учебные действия для решения учебно - познавательных, учебно-практических задач;
– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и метапредметных действий
;– оценивать результаты своего учебного труда и одноклассников.
Познавательные УУД:
– воспринимать чтение текста, слушание учителя и одноклас сников как способ получения новой информации;
– понимать словесную, изобразительную, условно-знаковую информацию;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую
– осознанно читать, критически оценивать получаемую инфор мацию;
– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
– выполнять элементарную исследовательскую, проектную работу, осуществлять поиск необходимой информации для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– представлять результаты учебной работы в разных формах. Коммуникативные УУД:– осознавать речь как способ общения людей;
– соблюдая нормы культуры речи участвовать в диалоге, в общей беседе;
– высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, аргу ментировать свое мнение;
– формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
– способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
– участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;– договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных текстов.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
– историю заселения старообрядцев по территории России;– этноконфессиональные группы старообрядцев;
– места компактного проживания старообрядцев на территории России;
– способы жизнедеятельности в традиционной старообрядческой семье;
– типы жилищ и застройки старообрядческих селений;
– названия постов в течение годового цикла, постную пищу;
– особенности семейских костюмов, их различия;– земледельческий календарь старообрядцев;
– праздники и приметные дни осеннего цикла народного кален даря. Праздники и приметные дни весеннего цикла;
– устное народное творчество семейских;
– собирателей и исследователей фольклора семейских Забай калья;– календарно-обрядовый фольклор старообрядцев;
– музыкальный фольклор семейских;
– декоративно-прикладное творчество семейских;
– духовную старообрядческую литературу, отношение к книге у старообрядцев;
– традиции художественного оформления старообрядческих изданий.
Примеры тематичекого планирования уроков.
Поделиться: