Древлеправославная церковь Христова (Старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию) – полное название общества старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, также носивших бытовое название – белокриницкое согласие. ВРоссии название существовало с сер. XIX в. по 1988 г., когда на Освященном соборе на Рогожском кладбище (Москва) было установлено новое наименование Церкви – Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ). Старообрядческие приходы Белокриницкой церкви входят в состав обширной Новосибирской и всея Сибири и Дальнего Востока епархии. Приверженцы белокриницкого согласия в Бурятии официально представлены 2 зарегистрированными приходами в с. Тарбагатай и Улан-Удэ (Верхнеудинская старообрядческая община). Незарегистрированные действующие общины: с. Десятниково, Нижний Жирим, с. Вахмистрово (Тарбагатайский район), с. Ягодное (Селенгинский район).
По церковно-административному делению старообрядческие приходы белокриницкого направления в начале ХХв. входили в Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию, учрежденную в 1911 г. освященным собором Белокриницкой церкви. Смомента образования в ее состав входили старообрядческие приходы Иркутской, Забайкальской, Якутской, Амурской, областей и всего Дальнего Востока, а также те пределы Манчьжурии, которые входили в административный округ епархии – Харбин, Хайлар, Верхние-Кули. 14 декабря 1911 г. первым епископом Иркутским и Амурским был рукоположен о. Иосиф (в миру Иаков Исаевич Антипин). Первоначально предполагалось, что владыка изберет для своей резиденции г. Иркутск. Но дальневосточные общины настояли на том, чтобы он жил в Амурской области. Врезультате местом жительства епископа было избрано с. Бардагон, расположенное на реке Зее Амурской области.
Владыка Иосиф зарекомендовал себя ревностным и энергич ным епископом. Под его руководством продолжили работу ежегодные съезды старообрядцев, получив статус епархиальных съездов. По всей епархии строились храмы. Преосвященный регулярно посещал все старообрядческие селения. В1912 г. он посетил Якутскую старообрядческую общину, а в 1913 – старообрядческие приходы селений Куйтун и Тарбагатай в Забайкалье [5]. Вопросы внутриконфессиональной жизни и общественной жизни старообрядческих приходов рассматривались на епархиальных съездах. Среди канонических проблем, которые выносились на обсуждение съездов Иркутско-Амурской епархии, были вопросы, связанные с общественной жизнью старообрядческих приходов: выборы в епархиальный совет, отчеты исполнительных органов; выборы уполномоченных на Освященные и Всероссийские соборы и рассмотрение материалов и постановлений этих соборов; вопросы богослужения, миссионерства среди других старообрядческих согласий и никониан и др.
Революционные события и гражданская война раскололи старообрядчество: одна часть была на стороне «красных», другая – «белых». Внекоторых белогвардейских частях появились должности военных старообрядческих священников. Не принявшие советскую власть старообрядцы, в их числе и епископ Иосиф, ушли на территорию Китая. В1920 г. с «волной беженства» он прибыл в г. Харбин и окончательно в нем обосновался. В этом городе в результате эмиграции оказалось много старообрядцев. Для оказавшихся на чужбине христиан епископ Иосиф стал и епископом, и священником, и общественным деятелем. После его кончины 4 января 1927 г. епархия в течение двух лет оставалась без окормления.
19 мая 1929 г. в г. Томске в Храме Успения пресвятой Богородицы епископами Амфилохием, временно тогда управляющим Иркутско-Амурской епархией, и Тихоном Томско-Алтайским состоялось рукоположение в епископы протоиерея Тарбагатайской старообрядческой общины Амвросия Феофановича Федотова, нареченного Афанасием [6].
Уход части мирян и духовенства в эмиграцию привел к тому, что в 1930-е гг. у епархии образовалось два центра: в с. Тарбагатай Бурят-Монгольской автономной республики и в г. Харбин в Манчжгоу. Резиденция епископа Афанасия (Федотова), последнего главы епархии, располагалась в Тарбагатае. Епархиальное управление с архивом, печатью, символами епископской власти – в Харбине. Однако общение с Харбином не прекратилось, владыка Афанасий продолжал переписку с Харбинским приходом. Епископ Афанасий управлял Иркутско-Амурской епархией до своего ареста 14 октября 1937 г. Через полгода в марте 1938 г. владыка был осужден за контрреволюционную агитацию и пропаганду, 18 апреля – расстрелян [7]. Во все время своего епископства пользовался несомненным авторитетом и безусловным уважением прихожан.
Волна арестов коснулась многих подвижников Афанасия. Старообрядцы Бурят-Монгольской АССРподверглись гонениям, лишились духовенства и культовых зданий, многие верующие были репрессированы. Епархия фактически перестала существовать. Религиозная жизнь ушла в подполье. Пастырские послания и другие письменные обращения Афанасия к верующим свидетельствуют о его неизменном, энергичном и неустанном попечении и пристальном внимании к делам приходов, стремлении искоренить недостатки в их деятельности. Вархивных документах он именуется не иначе как «талантливый деятель», «трудолюбивый святитель», «великий труженик по созданию тела церковного», «уважаемый владыка» [8].
Осенью 2001 г. на Освященном Соборе РПСЦв Москве епископ Афанасий был причислен к лику святых. Освященный владыкой Свято-Никольский кафедральный храм сегодня стал памятным местом для последователей и преемников Афанасия. В Тарбагатае 20 июля 2002 г. односельчанами при поддержке правительства республики был возведен памятный мемориал. Старообрядческим издательством «Златоуст» издана книга «Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский. Житие». Проведение подобных мероприятий вызывало интерес к региону и среди высших старообрядческих иерархов. Всентябре 2010 г. Бурятию с пастырским визитом посетил глава РПСЦмитрополит Московский и всея Руси – Корнилий. Врамках визита с его участием состоялась литургия в музейной церкви Святи теля Николы в Этнографическом музее и концерт духовных песнопений Новосибирского старообрядческого хора в филармонии. Во время встречи с президентом Бурятии митрополит представил главу Уссурийской и всего Дальнего Востока епархии – епископа Патермуфия (Артемихина). 17-18 июня 2011 г. в Республике Бурятия прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию со дня образования Иркутско-Амурской епархии.
Литература
1. Житие протопопа Аввакума. Иркутск, 1979. – С. 31.99
2. Дулов А.В., Санников А.П. 2. Православная церковь в Восточной Сибири. – Иркутск, 2006. – С. 263.
3. Костров А.В. Старообрядчество Байкальской Сибири в переходный период отечественной истории. (1905-1930-е гг.) Иркутск, 2010. – С. 96.
4. Васильева С.В. Власть и старообрядцы Забайкалья (XVII – начало XX вв.). – Улан-Удэ, 2007.
5. НАРБ. Ф.478. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.5.
6. НАРБ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 3. Л. 103.6.
7. Священномученик Афанасий епископ Иркутско-Амурский. Житие. – Улан-Удэ, 2003. – С. 44.
8. Васильева С.В. Государственно-конфессиональная политика в отношении старообрядчества Байкальского региона (XVII-XXI вв.): историография и источники. – Улан-Удэ, 2010. – 204 с.
9. История и культура семейских. Забайкалья: хрестоматия. Ч.2. / сост. В.Л. Петров. Е.В. Петрова. Улан-Удэ, 2007.
10. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. – М., 1999.
11. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. – М., 2002.
12. Мельников Ф.Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999.
С.В. Васильева
Поделиться: