Иконотворчество как традиционная форма искусства на территории России изучена достаточно полно. Под этим термином подразумевается совокупность иконописи, бронзового и медного литья, комбинированных комплексов этих предметов. Широко известны академические исследования Н.В. Покровского, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др. В них отражены основные аспекты религиозного искусства как важнейшей части национального наследия России.
Основы знаний о старообрядческом иконном искусстве заложены в работах В.П. Рябушинского, В.Г. Дружинина, В.Н. Перетц, О.Ю. Тарасова и других исследователей. Необходимо отметить, что под иконами «старого письма» понимаются образа, выполненные в традиционном византийском и древнерусском стиле иконописи, а не датировка их создания. То есть иконы «старого письма», которые всегда предпочитали старообрядцы, могли быть созданы как в дораскольный, так и в имперский, советский или постсоветский периоды отечественной истории.
В советский период истории детально изучалось культурное наследие в государственных музеях России. Коллекции иконописи каталогизируются, издаются подарочные альбомы. Широко известны работы В. Н Лазарева, Б. В. Раушенбаха; каталоги «Пречистому образу Твоему поклоняемся...», «Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея», GatesofMystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. St. Petersburg и другие.
В постсоветский период появляются фундаментальные исследования по искусствоведению, культурологии, философии культуры, посвященные иконописанию. Среди них – труды Н.Ю. Лаврешкина, Е.М. Юхименко, работы, посвященные инновациям в области традиционной иконописи. Важным достижением стала публикация в 1993 г. сборника «Русское медное литье» (Т. 1, 2). Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации, имея многолетний опыт взаимодействия в создании информационных ресурсов по древнерусскому искусству с учреждениями культуры России и Русской Православной церковью, осуществляет проект «Иконы России», в рамках которого иконы оцифрованы и каталогизированы по наименованию, сюжету и по хронологическому принципу. Участники проекта – практически все крупнейшие государственные собрания икон в крупнейших музеях России.
В настоящее время многие музеи накопили большой опыт изучения коллекций культового литья. И если раньше к данной теме обращались ученые и музейные специалисты центральных российских регионов, то в последние 20 лет она стала объектом исследования сибирских и дальневосточных музеев и научных центров.
Работы, посвященные сибирскому старообрядческому иконотворчеству, малочисленны. Как правило, это статьи или заметки, реже – полноценные работы последнего времени, базирующиеся на наблюдениях и работах краеведов конца XIX — XX вв., на материалах архивов, музеев, полевых исследований. О сибирском старообрядческом иконотворчестве, в частности, литье крестов-распятий, писал П.С. Смирнов, а Д.Н. Беликов и Н.И. Скалозубов исследовали сохранение литейных традиций в Западной Сибири в сер. XIX — нач. XX в.
Отдельные вопросы, связанные с почитанием икон, отражены в старообрядческих периодических изданиях. С конца 80-х гг. ХХ в. активно исследуют старообрядческое бронзово-медное литье М.Н. Принцева и Э.П. Винокурова.
С начала 1990-х гг. ведутся исследования, посвященные выделению и характеристике общесибирского старообрядческого иконотворчества, региональным аспектам, публикациям отдельных произведений (работы Ю.П. Алехина, Е.Б. Урлаткина и др.). Общесибирскому старообрядческому иконотворчеству посвящены работы Н.Г. Велижаниной; Зауралью и Западной Сибири – С.А. Белобородова, Ю.А Гончарова, В.Г. Брюсовой, И.В. Сальниковой; Южной Сибири – Л.Г. Красноцветовой, В.К. Вистингаузена, Е.Ф. Фурсовой и В.И. Голомянова; Приенисейскому региону — Н. Н. Исаевой; Восточному Забайкалью – Н.Н. Константиновой.
В Бурятии старообрядцы проживают более двух с половиной столетий. Стремление познать духовные корни и нравственные основы жизни этой уникальной этноконфессиональной группы актуализирует изучение различных сторон их истории и культуры. Подобные исследования имеют давнюю традицию, однако различные направления представлены неравномерно. Тема старообрядческой иконописи и медного литья в регионе практически не изучена. В работе Г. И. Ильиной-Охрименко есть упоминания о своих «богомазах» у семейских Забайкалья, писавших иконы старого письма. Помимо этого, необходимо отметить отдельные статьи об иконографических музейных коллекциях Бурятии Л.И. Ивановой и З.И. Шагжиной, статьи А.В. Кострова (в том числе в Историко-культурном энциклопедическом справочнике «Старообрядцы (семейские) Бурятии», вышедшем в 2015 г.), а также краткие тексты в альбомах и выставочных буклетах. Не случайно об острой необходимости подобных исследований в Бурятии говорилось еще в решении Международной научной конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» (2015 г.). Тем не менее до сих пор нет комплексного описания и сводного каталога икон в музейных собраниях, нет целостного анализа и характеристики иконографического ряда, не выявлены специфические черты и особенности распространения традиций древлеправославия в инокультурном пространстве региона, не атрибутированы частные и храмовые коллекции древлеправославных икон. Первый шаг в этом направлении - опубликование альбома «Старообрядческие иконы Бурятии» (Улан-Удэ: Экос, 2020). В его состав включены 90 профессионально выполненных фотографий старообрядческих икон и меднолитой пластики из негосударственных (храмовых) и частных собраний Тарбагатайского и Хоринского районов Республики Бурятия, а также г. Улан-Удэ.
А.В. Костров, д-р ист. наук, профессор ИГУ
С.В. Бураева, д-р ист. наук, в.н.с. ИМБТ СО РАН
С.В. Васильева, д-р ист. наук, доцент БГУ
Поделиться: