Иконография Пресвятой Богородицы

Смоленская икона
Божией Матери
Дерево, темпера.
XIX в.

 

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия. Один из типов иконографии Пресвятой Богородицы. На иконах Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».

 

Казанская икона
Божией Матери
Дерево, темпера.
XIX – начало XX в.

 

Казанская икона Божией Матери. Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой. Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.

 

Владимирская икона
Божией Матери
Дерево, темпера.
Конец XIX – начало XX вв.
Реставрация начала XXI в.

 

Владимирская икона Божией Матери (Умиление). Дни празднования иконы 3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня по старому стилю), 8 сентября (26 августа по старому стилю). Владимирская икона Божией Матери —самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление) - Младенец припал щекой к щеке Матери. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

 

БОГОРОДИЦА
«Троеручица»
Дерево, темпера.
Вторая половина XIX – начало XX вв.
Реставрация начала XXI в.

 

Икона Божией Матери «Троеручица». Иконографический тип богородичных икон, появившийся в Византии в конце VIII столетия. Церковное предание связывает появление образа «Троеручицы» с именем ИоаннаДамаскина. Ему, написавшему несколько сочинений в защиту иконопочитания, по указанию императора-иконоборца Константина Копронимабыла отсечена правая рука. Иоанн Дамаскин привесил изображение руки к образу Богородицы, перед которым молился об исцелении; наутро рука соединилась с телом. Старообрядчество сохранило иное, по сути апокрифическое повествование о происхождении этого образа. Третья рука появляется у Божией Матери, когда Она, несущая Младенца, видит ребенка, тонущего в реке, и спасает его, не выпуская из рук собственного Сына.

 

 

БОГОРОДИЦА
«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Дерево, левкас, темпера.
XIX в. Реставрация начала XXI в.

 

Икона Божией Матери «Неопалимая купина». Название этого иконографического типа иконы Божией Матери восходит к одноименному ветхозаветному образу. Празднование иконе совершается 4(17) сентября. Это сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей находящееся в центре поясное изображение Богородицы и младенца Христа. Богородица держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами. Восьмиугольная звезда образована двумя четырехугольниками. Вокруг располагаются изображения 4 ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иессеево. В лучах восьмиконечной звезды расположены ангелы и архангелы – олицетворение стихий. Икона - одна из самых популярных в старообрядческой среде. Почитается как заступница при пожарах.

 

 

«ВСЕХ скорбящих радость»
(«Образ скорбящей
Пресвятой Богородицы»)
Дерево, темпера.
Конец XIX – начало XX вв.

 

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так именуется образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость». Богородица здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, над Ней в облаках –Спаситель. Известны разные иконографические виды образа.

 

Богородица
«Нечаянная радость»
Дерево, левкас, темпера.
XIX в.

 

икона Божией Матери «Нечаянная радость». Почитаемая чудотворной икона Богородицы. Празднование совершается (по юлианскому календарю): 1 мая, 21 мая, 9 декабря. Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в сочинении «Руно орошенное» (1683). Композиция иконы точно повторяет рассказ святителя Димитрия. В левом углу помещают молящегося беззаконного человека, который стоит на коленях перед образом Одигитрии. На Богомладенце изображают разорванную одежду и язвы. Под иконой помещают начальные слова истории из «Руна орошенного» или молитву иконе; из уст грешника исходит лента со словами его моления к Богородице.

 

 

 

 

 

Поделиться: