30.05.2024
![]()
Смоленская икона
Божией Матери
Дерево, темпера.
XIX в.
Смоленская икона Божией Матери Одигитрия. Один из типов иконографии Пресвятой Богородицы. На иконах Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».
![]()
Казанская икона
Божией Матери
Дерево, темпера.
XIX – начало XX в.
Казанская икона Божией Матери. Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой. Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося.
![]()
Владимирская икона
Божией Матери
Дерево, темпера.
Конец XIX – начало XX вв.
Реставрация начала XXI в.
Владимирская икона Божией Матери (Умиление). Дни празднования иконы 3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня по старому стилю), 8 сентября (26 августа по старому стилю). Владимирская икона Божией Матери —самая ранняя из известных сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление) - Младенец припал щекой к щеке Матери. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
![]()
БОГОРОДИЦА
«Троеручица»
Дерево, темпера.
Вторая половина XIX – начало XX вв.
Реставрация начала XXI в.
Икона Божией Матери «Троеручица». Иконографический тип богородичных икон, появившийся в Византии в конце VIII столетия. Церковное предание связывает появление образа «Троеручицы» с именем ИоаннаДамаскина. Ему, написавшему несколько сочинений в защиту иконопочитания, по указанию императора-иконоборца Константина Копронимабыла отсечена правая рука. Иоанн Дамаскин привесил изображение руки к образу Богородицы, перед которым молился об исцелении; наутро рука соединилась с телом. Старообрядчество сохранило иное, по сути апокрифическое повествование о происхождении этого образа. Третья рука появляется у Божией Матери, когда Она, несущая Младенца, видит ребенка, тонущего в реке, и спасает его, не выпуская из рук собственного Сына.
![]()
БОГОРОДИЦА
«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Дерево, левкас, темпера.
XIX в. Реставрация начала XXI в.
Икона Божией Матери «Неопалимая купина». Название этого иконографического типа иконы Божией Матери восходит к одноименному ветхозаветному образу. Празднование иконе совершается 4(17) сентября. Это сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей находящееся в центре поясное изображение Богородицы и младенца Христа. Богородица держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами. Восьмиугольная звезда образована двумя четырехугольниками. Вокруг располагаются изображения 4 ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иессеево. В лучах восьмиконечной звезды расположены ангелы и архангелы – олицетворение стихий. Икона - одна из самых популярных в старообрядческой среде. Почитается как заступница при пожарах.
![]()
«ВСЕХ скорбящих радость»
(«Образ скорбящей
Пресвятой Богородицы»)
Дерево, темпера.
Конец XIX – начало XX вв.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так именуется образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость». Богородица здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, над Ней в облаках –Спаситель. Известны разные иконографические виды образа.
![]()
Богородица
«Нечаянная радость»
Дерево, левкас, темпера.
XIX в.
икона Божией Матери «Нечаянная радость». Почитаемая чудотворной икона Богородицы. Празднование совершается (по юлианскому календарю): 1 мая, 21 мая, 9 декабря. Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в сочинении «Руно орошенное» (1683). Композиция иконы точно повторяет рассказ святителя Димитрия. В левом углу помещают молящегося беззаконного человека, который стоит на коленях перед образом Одигитрии. На Богомладенце изображают разорванную одежду и язвы. Под иконой помещают начальные слова истории из «Руна орошенного» или молитву иконе; из уст грешника исходит лента со словами его моления к Богородице.
Поделиться: