Религия

В середине XVII в. царь Алексей Михайлович и патриарх Никон предприняли комплекс реформ, направленных на модернизацию Московии. При этом основной целью патриарха было утверждение России в качестве вселенского центра православия и доминирования церковной власти над государственной («священство выше царства»). Часть русского православного духовенства и мирян, не признавшая проводившиеся реформы, составила оппозицию и получила название «старообрядцев», а их движение — «старообрядчество» (или «древлеправославие»). Суть церковных реформ сводилась к унификации русского православного обряда с новогреческим. В частности это: введение трехперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов поясными, на литургии хождение вокруг церкви и аналоя против движения Солнца, вместо семи просфор употребление пяти, изменение формы креста (допущение четырех- и шестиконечного наряду с восьми), а так-же исправление церковных книг в соответствии с греческими образцами и др. Основными направлениями в старообрядчестве стали поповщина или беглопоповщина (поповцы) и позже беспоповщина (беспоповцы).
Основы государственно-правового регулирования положения старообрядцев были определены на церковных Соборах в 1654 и 1666 — 1667 гг., где они были объявлены «раскольниками» и подверглись гонениям. Начиная со времён Петра I при условии двойного налогообложения формально право исповедать древнее православие признавалось. Однако при этом запрещалось привлекать кого-либо в свое вероисповедание и демонстрировать публично обрядовую сторону веры. Подобные действия приравнивались к преступлению и влекли за собой суровые наказания. Официальная церковь закрепила за старообрядцами ярлык еретиков, а правительство разработало систему репрессивных мер против «раскольников». В 1800 г. правительство ввело «единоверие» как часть официальной русской церкви, которая использовала старый обряд и книги. Тем самым признавалась правильность этого обряда, но продолжались и со временем даже усиливались гонения на старообрядцев, которые продолжали не подчиняться государственной церкви и не перешли в официальное единоверие. Спасаясь от гонений, а также ведомые своими идеями сохранения «чистой» традиции, старообрядцы бежали на малозаселенные окраины России: в керженские (Нижегородский край) и стародубские леса (Черниговщина), в северное Поморье и Прибалтику, Поволжье, степи Дона, на Урал, Кавказ, в Сибирь и на Аляску, а также за границу: в Речь Посполитую, Австрию, Пруссию, Турцию, на Балканские территории. На новых землях они поселялись к местному населению, создавали новые населённые пункты и скиты — деревни, живущие по монастырскому уставу.
Государство проводило репрессии против представителей духовной оппозиции, используя староверов в качестве рабочих рук на тяжёлых работах (строительство каналов и дорог, флота и крепостей, городов и столицы, на рудниках, заводах, мануфактурах) и в рамках штрафной колонизации Сибири.
Наиболее благоприятный период в истории старообрядчества наступил после принятия Николаем II 17 апреля 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», провозглашавшего свободу вероисповедания.
После Октябрьской революции старообрядцев коснулись все стороны антирелигиозной политики: были закрыты монастыри, ликвидирован единственный старообрядческий духовный институт, прекратилась издательская деятельность, перестали существовать иконописные мастерские, благотворительные заведения.
Исследователи выделяют три источника появления староверов в Забайкалье. К первому относились представители русского населения, которые на момент раскола проживали в крае, не участвовали в принятии реформ церкви и остались «при старой вере». Ко второму потоку относились староверы, которые самовольно бежали в Сибирь, считая, что контроль государства здесь был более слабым. К третьему принадлежали ссыльные старообрядцы, которых приводили в регион как поодиночке, так и большими группами. К такой группе можно отнести старообрядцев-семейских, «водворенных» на территорию Забайкалья в 60-е г. XVIII в.
Большинство староверов, переселенных из Речи Посполитой (Польши) в Забайкалье, принадлежало к поповскому (беглопоповскому) направлению и меньшая часть — к беспоповскому. При этом они делились на несколько десятков согласий, количество которых в том числе росло и поддерживалось за счёт приведения и подселения к семейским старообрядцев, сосланных из разных территорий Российской империи в более позднее время.
По церковно-административному делению старообрядческие приходы Белокриницкого направления в начале ХХ в. входили в Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию, учрежденную в 1911 г. Освященным собором Белокриницкой церкви. С момента образования в ее состав входили старообрядческие приходы Иркутской, Забайкальской, Якутской, Амурской, областей и всего Дальнего Востока, а также те пределы Маньчжурии, которые входили в административный округ епархии, — Харбин, Хайлар, Верх-Кули. 14 декабря 1911 г. первым епископом Иркутским и Амурским был рукоположен о. Иосиф (в миру Иаков Исаевич Антипин), по настоянию дальневосточных общин местом жительства епископа было избрано с. Бардагон, расположенное на реке Зее Амурской области. Под его руководством продолжили работу ежегодные съезды старообрядцев. По всей епархии строились храмы.
В 1912 г. он посетил Якутскую старообрядческую общину, а в 1913 — старообрядческие приходы селений Куйтун и Тарбагатай в Забайкалье.
Революционные события и гражданская война раскололи старообрядчество: одна часть была на стороне «красных», другая — «белых». В некоторых белогвардейских частях появились должности военных старообрядческих священников. Не принявшие советскую власть старообрядцы, в их числе и епископ Иосиф, ушли на территорию Китая. В 1920 г. с «волной беженства» он прибыл в г. Харбин и окончательно в нем обосновался до своей кончины в 1927 г. После его смерти 19 мая 1929 г. в г. Томске в Храме Успения пресвятой Богородицы епископами Амфилохием, временно тогда управляющим Иркутско-Амурской епархией, и Тихоном Томско-Алтайским состоялось рукоположение в епископы протоиерея Тарбагатайской старообрядческой общины Амвросия Феофановича Федотова, нареченного Афанасием.
Уход части мирян и духовенства в эмиграцию привел к тому, что в 1930-е гг. у епархии образовалось два центра: резиденция епископа Афанасия (Федотова), последнего главы епархии, располагалась в Тарбагатае, епархиальное управление с архивом, печатью, символами епископской власти — в Харбине. В марте 1938 г. владыка был осужден за контрреволюционную агитацию и пропаганду и 18 апреля расстрелян. Осенью 2001 г. на Освященном Соборе РПСЦ в Москве епископ Афанасий причислен к лику святых. Освященный владыкой Свято-Никольский кафедральный храм сегодня стал памятным местом для последователей и преемников Афанасия. В Тарбагатае 20 июля 2002 г. при поддержке правительства республики был возведен памятный мемориал.
Старообрядчество Бурятии исторически не было единым церковно-религиозным институтом. Эта разобщенность сохраняется, присутствует и выражается в формировании самостоятельных церковно-административных митрополий. В республике сегодня древлеправославие канонически и административно представлено двумя иерархиями: Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) (старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию) и Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) (Новозыбковская иерархия).
                                                                                                                                                                                 С.В. Васильева, д-р ист. наук, А.В. Костров, д-р ист. наук

Поделиться: