Транспортные средства

Средства для переноски и перевозки тяжестей, грузов, для передвижения на большие расстояния у русских Сибири были весьма разнообразны:
— коромысло, носилки, тарсуки, котомки, корзины, лукошки;
— волокуши, исторические предшественницы полозовых средств передвижения;
— виды саней — санных повозок: сани, дровни, розвальни, кошева, возки, пошевни;
— колесный транспорт: телеги, дроги (телеги без кузова), коляски, одноколки, двуколки, брички, кареты, шарабаны, карандусы, тарантасы, рессорки, таратайки, базы и др.

К древнейшим формам средств перевозки грузов относятся волокуши. Для изготовления требовалось срубить ветвистую березу, от комля очистить от сучьев, оставив кудрявую вершинку, дальше две березки вместо оглоблей соединяли с хомутом — и волокуша готова. Волокуши использовали для вывозки сена из болотистой и кочковатой местности, в условиях бездорожья. Позже для этого стали применять полозовые волокуши и сани.

В Сибири с ее суровым климатом и продолжительными зимами с развитием ямской гоньбы и торговли особое значение имел санный транспорт. Даже на юге Восточной Сибири санный путь открывался с 1 (14) октября, то есть с Покрова, который считался первым зазимьем и продолжался до 17 (30) марта, Алексеева дня: «Наступил Алексей — выверни оглобли из саней». Обычные сани назывались дровнями. На них возили лес, дрова, сено, снопы, солому. Другой вид дровней назывался розвальнями. Они имели плетеный кузов и применялись для перевозки людей и малогабаритных грузов. Выездные сани имели высокие загнутые полозья, кузов с высокой спинкой, облучок для сиденья возницы и отводы, две гладко струганные жерди, расходящиеся в стороны в ширину от передка к концу саней. Они не давали саням перевернуться при ухабах, на раскатах. К ним относились кибитки и возки, кошевы.

Назначение некоторых видов саней в Забайкалье трансформировалось. Если дровни, розвальни, кошевы использовались по их целевому назначению, то пошевни — сани с глубоким коробом из досок — здесь стали использовать не как праздничные экипажи, а для хозяйственных нужд. В них вывозили навоз на поля и огороды.

Первоначально колесные средства передвижения были на деревянном ходу, то есть задние и передние колеса экипажей надевались на деревянные березовые оси. Для перевозки грузов на дальние расстояния использовали в основном двуколки — транспортные средства с одной осью и двумя колесами. Причем ободья колес не всегда скрепляли железными шинами. Оси колес в дальнем пути обматывали пенькой и смазывали дегтем. Логушок с дегтем и запас пеньковых волокон всегда были при ямщике. Это помогало колесу (ступице и оси), изготовленному из березы, служить дольше. Оковывать телеги, коляски и другие средства передвижения стали после устройства железоделательных заводов в Сибири. Тогда появились телеги на железном ходу с окованными ступицами — трубицами и железными осями, с железными шинами. В 1830 г. декабристы при переходе из Читы в Петровский завод отметили у семейских Тарбагатая «во дворе под навесом стояли все кованые телеги, сбруя была сыромятная, кони были дюжие и сытые…».

Для многолетнего использования саней их полозья стали подбивать железными подполозниками. Такие сани называли «сани с подрезами». Сани без подрезов служили 2 — 3 зимы, а с подрезами — до 10 лет.

Характерной особенностью русских сухопутных средств передвижения была хомутно-оглобельно-гужевая упряжка. Другая фор ма упряжки — дышловая — встречалась в Сибири только у украинцев. Коней впрягали в хомут с ременными гужами, ими схватывали оглобли, в гужи вставляли дугу обеими концами и стягивали хомут ременной супонью, крепко подтягивая концы дерев хомута. Чтобы не набило плечи лошадям, высоту хомута с помощью чересседельника, привязанного к оглоблям через седелку, находившуюся на спине коня, регулировали так, чтобы конь не задохнулся и не набил плечи. Конь зауздывался уздою с металлическими удилами и кольцами, к этим кольцам привязывали концы вожжей, используя надежный и практичный бурятский узел. Таким образом можно было удержать горячего коня и править им, не опасаясь, что вожжи развяжутся.

Лес долготьем, дрова, сено, снопы, мешки возили на телегах с длинными березовыми одрами; впереди на одры ставили крепкие стойки с перекладиною наверху, позади — просто две стойки без перекладины и также из березы. Для перевозки леса, толстых бревен, лесин летом использовали передние колеса с оглоблями. Это называлось перевозка на передках, причем передок переворачивали. Зимой тяжелые толстые бревна перевозили на санях, на которые крепили поперек транспортного средства толстую колоду с плоским днищем и с вырубами сверху, длина которой была чуть больше ширины саней.

Для перевозки тяжелых крупногабаритных грузов изготавливали сани из бревен, в которые впрягали по 8 — 12 коней. Так перевозили, например, котлы и части паровой вальцовой мельницы на расстояние более 30 верст от пристани Ганзурино на р. Селенге до села Большой Куналей в Бурятии.

У семейских Бурятии бытовали базы — длинные телеги с высоким плотным коробом из сосновых досок, в которых можно было перевозить даже сыпучие вещества: овес, рожь, пшеницу. На полевых станах из них кормили лошадей. Семейскими же были изобретены и одноколки (двуколки) с опрокидывающимся кузовом — «прототип» самосвала.

Изготовлением экипажного транспорта были заняты санники, тележники, колесники, дужники, шорники. Могло быть разделение труда: каждый мастер выполнял свою работу, изготавливая какую-либо часть экипажа. В иных случаях все работы мог выполнить кустарь-одиночка, имеющий весь набор инструментов и приспособлений для этого вида производства. Иногда менее подготовленные люди заготавливали только детали, раскалывая чурки на части, которые назывались баклушами, — готовить их считалось легким делом. Отсюда появилось устойчивое словосочетание бить баклуши — заниматься пустяковым, несерьезным делом. К таковым можно отнести заготовки для спиц, копыльев, стоек.

Крестьянин опытным путем умел выбрать нужное дерево, правильно его свалить (срубить), очистив от сучков, коры, знал, какую часть дерева использовать в разных поделках. Обычно комель старой березы с перевитой древесиной использовали для изготовления ступицы или трубицы, крепкие части ствола шли на передние и задние оси. Ровные прямые стволы — на одры и оглобли, согнутые части дерева, в том числе корни березы, — на обода и спицы. Причем спицы забивали в сырые трубицы. Из тонких берез готовили стойки телеги. Для инструмента дерево долго сушили, хранили в тени под навесом, чтобы древесина не растрескалась. Заготовки для полоза саней и дуг не сушили, а, предварительно стесав и распарив дерево, гнули на специальных приспособлениях, называемых бало или гибало. Полозья гнули и на стенах домов, используя выступы концов венцов (такая рубка домов называлась «в обло»).

Одноколка с кузовом

Обычно в экипаж (сани, телегу, возок) запрягали одну лошадь. Но при ямской гоньбе использовали запряжку из двух или трех лошадей — известная русская тройка. Она состояла из коренника, лошади под дугой, и двух пристяжных, бегущих рядом на постромках. Иногда важные чины ездили цугом, или гусем, состоящим из 6 — 10 лошадей, запряженных парами. В этом случае пристяжные кони шли впереди коренника. Всадника, едущего впереди пары лошадей при жатве хлеба, тоже называли гусеводом.

В старообрядческих селах Забайкалья можно было встретить детские коляски с деревянным кузовом. Это обыкновенная четырехколесная тележка в миниатюре, состоящая из одров, передней и задней осей (передка и задка). На одры крепится короб из сосновых или кедровых досок. К передку прикреплена с помощью проволочной вилки ручка, за которую тянут коляску с ребенком. Это очень хорошее приспособление, если учесть, что села семейских староверов тянулись вдоль речек на несколько верст.

Носилки, коромысла, котомки, ведра, бадьи, ушаты, кадки имели свои этнические особенности и были обусловлены природно-географической средой. Многие из них сохраняют свое значение до настоящего времени, несмотря на появление современных средств для переноски тяжестей. Например, коромысла. Их изготавливали из березы, придавали форму полудуги, середину делали широкой, концы сужали и на них крепили железные крюки для навешивания ведер. Первоначально для этого использовались естественные изгибы либо делались вырезы (углубления) на концах. На коромыслах переносили не только воду, но и одежду, белье для стирки и полоскания в речке.

Женщина, несущая бельё
для полоскания в реке.
С. Урлук Читинской обл. 1970 г.

Ф.Ф. Болонев

Поделиться: