В быту семейских этому традиционному промыслу всегда уделялось много внимания. Известно, что староверы очень ревностно относились к посуде, подразделяя ее на чистую и нечистую, на постную и скоромную («молошную»). Широкое распространение имели религиозные запреты, не разрешающие старообрядцам иметь общение с мирскими, т.е. нестарообрядцами, «в ядении, питии и любви». Для них была своя особая посуда. Определенной формы горшки и кринки применялись знахарями в народной медицине. Кроме посуды в широком обиходе были кадильницы из керамики, для детей мастерили игрушки, птички-свистульки и т.д.
До революции гончарное производство в значительной мере обусловливалось самим ведением сельского хозяйства, в котором значительную роль играло скотоводство, а, следовательно, и переработка молока. Поэтому, помимо горшков для варки щей, каш, латок, муравленых чашек и мисок, даже керамических тарелок и рюмок, имелось множество кринок для отстаивания сметаны, мокитры (макотры) для розлива и кипячения молока, просто молочники, подойники.
По всему Забайкалью особой известностью пользовались изделия гончаров с. Шаралдай. В его окрестностях были большие запасы качественной глины (Шаралдай в переводе с бурятского — желтая глина или песок). Целые семьи занимались этим ремеслом, продавая посуду от Байкала до Яблонового хребта.
Возможно, что первоначально семейские приобретали посуду у русских старожилов. Но не исключено, что примитивный способ изготовления гончарной посуды налепом был занесен в Забайкалье самими же сосланными старообрядцами, так как он бытовал у староверов Ветки и Стародубья и известен старообрядцам Алтая и Бухтармы, выселенным одновременно с семейскими из одних мест.
Исследователи указывают на северорусские и южнорусские традиции в приемах труда и способах налепа. Первоначально мастера занимались гончарством в свободное от сельскохозяйственных работ время. Однако в конце XIX в. уже выделяются мастера-ремесленники, постоянно и профессионально занимающиеся гончарным промыслом в течение года. Так, в отчете Мухоршибирской волости в 1888 г. значились 222 мастера и 64 рабочих по 21 специальности. Из них горшечников было шесть, а рабочих, помогающих им, — четверо.
В русских селах Забайкалья отмечено три типа гончарства: 1) изготовление посуды кольцевым налепом без гончарного круга; 2) кольцевым налепом на ручном гончарном станке; 3) вытяжная техника на ложном гончарном станке или круге. В конце XIX — начале XX вв. преобладал третий тип гончарства, так как он был более производительным.
Несколько слов о «муравлении». После формовки, когда изделие немного подсыхало, его «муравили». Женщины приносили чистого дегтя, выгнанного из березы, и смазывали посуду. Мастер посыпал ее порошком, изготовленным из пережженного свинца, стекла и серого камня, вероятно, кварца.
Все это предварительно перемалывали на ручной каменной мельнице, просеивали через частое медное сито. Иногда стекло толкли в железной ступке. Причем стекольный порошок и порошок из свинца и камня смешивали в равных долях. Полученный состав наносили на поверхность изделий таким слоем, чтобы вся она покрылась ровной «муравой». Затем посуду обжигали в горне.
Ф.Ф. Болонев
Гончарный круг, с. Шаралдай, конец 1970-х гг.
Поделиться: