Росписи семейских Забайкалья - важный элемент духовной и материальной культуры, явление богатейших традиций в декоративно – прикладном творчестве. Домовой росписи семейских Забайкалья присущи характерные особенности: яркая декоративность художественного решения, самобытность орнаментации и техник ее использования.
Домовую роспись можно разделить на наружную и внутреннюю. Наружная роспись применялась в украшении наличников и ставень. Внутренняя роспись интерьера включала в себя роспись интерьеров избы (опечье, стены, потолок) и роспись орудий труда (прялки, самопрялки и т.д.), предметов мебели (столы, стулья, кровати, сундуки и т.д.).
Роспись интерьеров считалась женским занятием, однако и среди мужчин встречались мастера. Хозяйка, умеющая украсить свой дом росписью, пользовалась большим уважением у семейских. Заимствуя друг у друга определенный круг элементов, мастерицы вносили много выдумки не только в изображение новых узоров, новых сочетаний, но и в подбор красок. Росписи мастеров-мужчин из семейских сохранились во многих селах Тарбагатайского района Бурятии.
Особенности развития домовой росписи.
Домовая роспись семейских Забайкалья прошла длинный путь исторического развития, взаимно обогащаясь с другими стилями и техниками, она приобрела свою особенность и яркость. Развитие домовой росписи можно разделить на несколько этапов. Существует версия, что домовая роспись сложилась на основе древних традиций русской резьбы и росписи как отражение осознания семейских окружающего мира. Наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись природным стихиям. Они стремились привлечь к себе добрые силы природы, а от злых - защититься, и делали это при помощи искусства. Предметы, украшенные знаками – оберегами, заключали пожелание здоровья, счастья, удачи, достатка в дом. Со временем их магическое значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось декоративное рисование.
С XIX в. домовая роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор. Семейские до переселения в Сибирь, первоначально проживали в центральных и южных областях России, а позже в Польше и Белоруссии. Значительное влияние на становление забайкальских семейских росписей оказала высокая культура древнерусских и старообрядческих центров, среди которых следует отметить в первую очередь Стародубье и Ветку. Это не могло не отразиться на многообразии стилей их росписи. В Забайкалье работали тюменские мастера, «латыши», «вятские артели», «суздали», приходившие из «Расеи». Возможны связи с украинцами-переселенцами Иркутской области. Пришлые мастера были профессиональными и виртуозно владели кистью. К их приходу заранее покрывали однородной, светлой основой печки, стены и предметы быта. Бурятское искусство также оказало огромное влияние на культуру семейских. Семейские с уважением отзывались о бурятах-красильщиках (Санжае, Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыниге из Красного Оронгоя) росписи которых полюбились им. Расписывая на «русский манер», буряты одновременно использовали особенности письма дацанной росписи и ее мотивы. Они применяли известную им богатую цветовую тональность, но чаще писали контрастными тонами, свободным кистевым приемом, следуя традиции русских мастеров росписи.
В работах семейских мастеров переплетаются элементы русских и бурятских орнаментов, мотивов и цветовых гамм. «Переплетение стилей и техник, привнесенных из разных областей, а также воздействие бурятского искусства придало своеобразие росписям Забайкалья» - отмечала в своих трудах Г. И. Охрименко. В начале XX века, по исследованиям В. А. Барадулина, «в Забайкалье росписи семейских сохранились в некоторых местах в виде домашнего ремесла. Являясь в основном в утилитарных предметах, росписи продолжали существовать, составляя часть современного сельского быта, сельской культуры». Традиция украшать росписью жилище, мебель, предметы быта повсеместно сохранялась в первой половине XX в., постепенно затухая в 1940 -1950-х гг. Женщины-домохозяйки и в наше время нередко украшают свое жилище и предметы быта излюбленными мотивами. С настенными росписями у семейских связаны их представления о красоте, особенно в среде старшего поколения, и потому росписи в некоторых домах бережно сохраняются.
Колорит росписи и техника ее выполнения.
Для домовой росписи семейских Забайкалья характерны многоцветие, контрастность, яркость цветов.
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, предметы быта. Каждый цвет имеет значение. Голубые, лазоревые - ассоциация неба. Багульные (ярко-малиновые), черемные (бордово-коричневые) - ассоциация с багулом и цветущей черемухой. Красный - эмоциональный цвет - жизнь, огонь. Желтый (жарок) - символ солнца. Зеленый – жизнь. Синий и черный – пламя. Белый цвет святости и благополучия. Мастерица расчерчивала поверхность стены черной, синей или коричневой краской на клетки ромбовидной или прямоугольной формы, затем заполняла цветом. Обычно употреблялись желтая, черная, синяя, красная и коричневая краски. Делали их из покупных красок в порошке и глин, смешанных с олифой собственного изготовления. Чаще всего все элементы рисунка писали линией в ширину мазка кисти. Так же своеобразно разными красками заполняли внутренность кругов, ромбов, розеток, стилизованных цветов. Для фона под роспись использовали особую смесь из молока, белил и извести. Пол под роспись покрывали коричневой или бордовой краской. Вместо кисточки пользовались туго скрученной бумагой или тканью, реже писали пальцем, что характерно и для украинских мастериц. В узорах изображали разноцветные листья, расположенные на ветках в чередовании от тёмного цвета к светлому и, наоборот. Росписи выполнялись в свободно-кистевой технике, без предварительного рисунка, поражая яркостью красок, уверенностью композиции, сочностью мазков.
Орнамент в домовой росписи семейских.
Орнаментальные мотивы в домовых росписях делятся два типа - это геометрический или полурастительный и развитый растительный. В первом стиле основным мотивом росписи являются круг с множеством вписанных в него малых кругов в количестве от 3 до 10. Ширина линии каждого круга, как и его размеры, произвольны, соединяются между собой прямыми, волнообразными, ломаными линиями и крючками. Другим любимым мотивом являются «косачи» или как их ещё называют «косари», - это завитки разных форм и размеров. Также распространены: сегменты, волнистые и прямые линии, кресты, уголки, сосенки, розетки, клетки, состоящие из прямых, волнистых или пересекающихся по диагонали линий, точки, полуокружности. В этом стиле рисовали женщины – домохозяйки. Такие орнаменты характерные для оформления стен жилища и сеней, деревянных опечек, иногда верхней части печи, потолока, пола, матицы, перегородки.
Второй тип забайкальской росписи - растительные мотивы, принадлежавшие кисти мастеров - профессионалов из среды семейских, ссыльных поселенцев и пришлых мастеров, работавших по найму. Один из основных элементов этой росписи — тюльпан, выполненный двумя-тремя красками (от светлого к темному и наоборот), с большим количеством черных запятых - «агашек». В дальнейшем он стал вытесняться цветком розы. Также распространены мотивы вазона, букета и гирлянды. Букеты рисовали в виде пышного куста с симметричным, а чаще асимметричным расположением цветов и листьев в вазонах. Цветы в букетах и гирляндах изображали растущие в Забайкалье – маки, ромашки, лилии, саранки. У одних мастеров изображения цветов реальны, у других условны, выполнены с произвольной окраской. Вазон в росписях семейских изображается в виде простого горшка с выходящей из него сосенкой, но часто вазоны с букетами настолько причудливы и геометризованные, что трудно отнести их к мотивам растительного характера. Птицы, напоминающие гусей, уток, павлинов, располагаются, как правило, у подножья вазона по обе стороны его (иногда это самец и самка) или на ветвях среди цветов и листьев. Довольно частыми были изображения птиц в распластанном виде с двумя или одной головой, по виду напоминающих лесных забайкальских голубей. На потолке, полатях – чаще изображали венки, гирлянды, на простенках, заборках, дверях – вазоны с цветами, с птицами. На наличниках встречаются мотивы птиц, рыб и животных. Жанровые сцены в росписях Забайкалья, крайне редки. Живя в непосредственном соседстве с бурятами, семейские не могли не заимствовать мотивы бурятского орнамента – завитки в виде бараньего рога или стилизованные ветви.
Источники:
Охрименко Г.И. Русская домовая роспись Забайкалья. «Этнографический сборник», №2. Улан-Удэ, 1961.
Охрименко Г.И. Народно-декоративное прикладное искусство русских ( семейских) Забайкалья 19-20 веков: автореферат дисс. ... канд филол. наук - Москва., 1968.
Ильина - Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья 19 - 20 веков: Резьба и роспись. - Улан-Удэ. 1972.
Барадулин В.А. Народная живопись Сибири и Урала по дереву, бересте. М., 1980.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004.
На фото дом в с. Десятниково, 2018 г. Автор Варанкина Е.В.
На фото ворота в с.Тарбагатай, 2018 г. Автор фото Варанкина Е.В.
На фото ворота в с. Тарбагатай, 2020 г. Автор фото Варанкина Е.В.
#семейские #домоваяроспись #домоваяросписьсемейских #росписьзабайкалья
Поделиться: