Земледелие — основа жизнеобеспечения русского крестьянства Забайкалья. Хлеборобы выращивали ярицу (яровую рожь), пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо и огородные культуры. В течение года выполняли несколько циклов сельскохозяйственных работ. Весной производили вспашку полей, посев, боронование. На летне-осенний период приходились сенокос и уборка урожая. Основными орудиями труда были коса и серп, грабли и вилы.
Серп — орудие жатвы. В Забайкалье с Успенья (28 августа) начинали жать хлеб. Жали серпом. Удалые шесть человек за день выжинали 1 десятину, то есть примерно каждый жнец выжинал по 20 соток ярицы. Пшеницу жать было труднее, она короче, росла гуще, и жали её чище. О нерадивой жнице говорили: «Кума сама себя бьёт, коль нечисто жнёт».
Серпом-горбатиком выжинали по 15 соток. Ярицу ставили в суслоны следующим порядком: 4 снопа внутри и по 3 снопа по сторонам их. Всего в суслоне ставили по 10 снопов. Сжатую пшеницу же ставили по 3 снопа в ряд, по 2 снопа сбоку и 3 снопа накладывали сверху для предохранения от осенних дождей. Снопы в суслоны ставили для просушки зерна. В Большом Куналее Верхнеудинского округа Забайкальской области считали, что если с суслона намолачивали 2 пуда ярицы, то урожай хороший.
Детей приучали жать с 9 — 10 лет. Жали девочки и мальчики. Косить учили только мужчин. Семейские, начиная жать, срезали несколько колосков (сколько в руку попадет) и затыкали их за спину, говоря: «Как пшеница к земле преклоняется, так и спина моя (имя рек) приклоняйся». Три раза повторяли это присловье-заговор, чтобы не болела спина, и начинали жать. После жатвы серпы наряжали, обвив их соломкой с колосками, и, повесив на плечо, шли домой. Это означало — отжались, идут с отжатого поля.
Серпы, находящиеся в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, привезенные из Забайкалья, датированные началом XX в., имеют размеры: длина рукояти — 12 — 14,5 см, длина лезвия — 33 см, ширина — 3 см, общая длина — около 45 — 48 см. Серпы изготовлены из железа и дерева. Нож или клинок дугообразной формы кован из железной полосы.
В Забайкалье была распространена коса-литовка. Она состоит из изогнутого стального ножа, деревянной березовой рукоятки — косьевища, косовища (по-местному), на котором крепится ручка, огибающая древко и называемая огибкой. Эта ручка крепится на косовище на уровне пупа косаря, если косу пяткой поставить на землю.
Хлеба похуже косили косами с грабками. Ими обычно убирали низкорослые культуры (горох, гречиху) или редкую пшеницу, ярицу, ячмень, овес. К косе крепили грабки с тремя или четырьмя рожками. Таким образом, скошенная зерновая культура ложилась рядком, её легче было собирать.
Представляют интерес названия частей ножа косы. Они таковы: полотнище, или полотно, — вся режущая часть косы, пятка — эта часть прикрепляется к косьевищу; полотно имеет лезвие, или жало, обух — спинку и носок — острие; переход от полотна к пятке называется шейкой, а конец пятки — бородкой.
При косьбе задействованы две руки. Левой держат за верхний конец косовища, правой — ручку-огибку. Взмахом косы от правой руки к левой подрезали растения. При правильной установке лезвия коса касается земли только спинкой ножа, т.е. тупой тыльной стороной, а лезвие приподнято. После прохождения прокоса косу правят оселком или бруском. Также притупившуюся косу отбивали на широкой бабке отбойным молотком с узкой ровной полоской. Иногда на самой бабке крепилась металлическая узкая полоска, и тогда косу били ровным обухом молотка, поставив лезвие косы на эту полоску.
Основной сенокос начинали с Ильина дня (2 августа). Скошенное сено сушили, большие ряды разбивали или переворачивали граблями. Затем сухое сено собирали в валы и складывали в копны. Копны свозили на возвышенное место и ставили стог или зарод. Сено метали на зарод большими трехрожковыми вилами. Кто-либо опытный, находясь на стогу, подхватывал граблями охапки сена и ровно укладывал по площади зарода, суживая его к вершине. Сметанный стог огораживали жердями или плетнем. Зимой возили сено на санях домой.
Ф.Ф. Болонев
Поделиться: