Из праздников старообрядцы особенно чтили святки (период от Рождества Христова до Крещенья), к тому же это был новогодний период; Масленицу, Пасху, Троицу, Петров день, Ильин день и Спасы — первый Спас 1 (14) августа, второй Спас — Преображение, 6 (19) августа, Успение 15 (28) августа, Покров 1 (14) октября.
В новогодние торжества, связанные с Рождеством Христовым и началом новолетия, в доме обязательно присутствовали и обрядово-ритуальные блюда: кутья, оладьи, блины, каши, жареный поросенок. Богатый стол в Новый год должен обеспечить в будущем круглогодовой достаток и повлиять на плодородие полей, плодовитость животных, продолжение рода, благосостояние семьи. Также святки были связаны с культом предков, которых старались вспомнить и умилостивить, угостить их. Зерна пшеницы в кутье служили символом нескончаемого оборота жизни, символом вечной жизни. Мед в кутье означал для покойных предков сладкую и радостную жизнь на том свете. В животном мире зерну — семени соответствовало яйцо как зачаток жизни и символ бессмертия. Вот почему было принято применение яиц на Пасху и Троицу и в другие праздники.
Зерно, плоды растений, яйцо обязательно входят в основные ритуальные блюда, используемые в аграрной обрядности. Кутья, каша, взвар, мед, оладьи, блины, толокно, саламат, кисель готовятся для встречи новолетия, на Масленицу, на дни весенней обрядности, Троицу, период летнего солнцестояния (Купала, Петров день) и во время сбора плодов земных (Спасы). Во всех этих праздниках использовались те или иные обрядовые блюда с некоторой их вариацией.
Из других праздников отметим конец жатвы — отжинки. Их отмечали так. Готовили обрядовое блюдо саламат: жарили в латке или сковороде муку докрасна, затем заваривали её кипятком и заливали свиным жиром, ставили в печь. Всей семьей садились за стол, ели саламат и говорили: «Слава Богу, зародил Господь, а мы отжались». Саламат — обрядовое блюдо, способствующее будущему довольству и плодородию.
На Покров обязательно резали поросенка или петуха. Ритуальные блюда пришли из глубокой древности. Все они готовятся самым простым, примитивным способом. Например, кутья — сваренное на воде зерно и мед.
Христианская церковь ввела эти ранние примитивные блюда в свою обрядовую практику в разных сферах как праздничной, родильно-крестильной, свадебной, так и похоронно-поминальной обрядности. С ними связаны идеи воскресения и вечности жизни не только живущих, но и ушедших в мир иной и заслуживших достойное блаженство в загробном царстве. Отсюда целеустремленность истово проводимых обрядовых действий, которые должны были повлиять на чадородие людей, плодородие полей, тучность стад, на лучшую долю.
Ф.Ф. Болонев
Поделиться: