Какой сакральный смысл таит традиционный костюм старообрядцев?
У семейских каждый элемент одежды носит обереговый характер
Костюм семейских - это буйство красок, ярких цветов и украшений. Здесь каждый элемент несет сакральный смысл, а каждая деталь оберегает своего владельца от нечистой силы. Каким должен быть каноничный костюм семейских? Почему выйти в люди без кички было страшным позором? Зачем одежду детям шили из старых нарядов родителей? Читайте в нашем материале.
Откуда пришли семейские?
История семейских берет начало во второй половине XVIII века. Когда началось разделение Речи Посполитой, местные старообрядцы бежали за границу. Императрица Екатерина II попыталась вернуть бежавших добровольно, а когда они отказались, применила силу. Так, почти 35 тысяч старообрядцев были насильно отправлены в ссылку в Сибирь.
Села семейских появились на территории Забайкалья и в Бурятии. Сперва местные жители отнеслись к новым соседям настороженно, но, увидев, что гости умеют трудиться, работать руками и терпеливо справляются с суровым климатом, приняли. В народе старообрядцев прозвали “семейскими”: как приехали семьями, так и начали обустраиваться на новом месте.
Несмотря на трагичные обстоятельства, старообрядцы смогли сохранить свою культуру и традиции, они бережно пронесли их с древних времен до наших дней. Но так ли много мы знаем о семейских? Поговорив с исследователем семейской культуры Натальей Нестеренко, мы сделали много интересных открытий, которыми и хотим поделиться с вами.
Треугольный силуэт
Когда разговор заходит о семейских, в голове всплывают вкусные образы их традиционной кухни, а в ушах звучит развеселое хоровое пение. Вот и традиционный костюм семейских радует глаз буйством красок и сочными цветами. Однако, как и в любой другой культуре, элементы традиционного костюма были придуманы не просто так: в каждом есть свой сакральный смысл.
Наталья Нестеренко - исследователь культуры семейских старообрядцев. Интерес к этой теме у нее появился неспроста: корни ее семьи ведут к семейским. Поэтому о тонкостях культуры Наталья знает не понаслышке.
- Костюм семейских - это не более чем традиционный русский костюм, сохранивший архаические черты допетровской Руси. Элементы одежды изготавливались так, чтобы было удобно заниматься хозяйством, работать. Однако есть в них и немало сакральных деталей, - рассказывает Наталья.
Главный атрибут костюма семейской женщины - сарафан. Он скроен по типу прямых полотнищ, то есть без скосов. Сзади сарафан держится на лямках по московскому прямому крою. Сарафан шился так, чтобы силуэт хозяйки расширялся книзу. Было поверье, что чем шире женщина в нижней части тела, тем выше ее плодовитость. С той же целью на подол сарафана пришивались цветные ленты.
Внешнюю сторону сарафана шили из красивой шелковой ткани, а изнанку дублировали дешевой. Так сарафан меньше изнашивался и марался. Постирать такую большую вещь было очень сложно, поэтому, как правило, сарафаны не стирали. Их хранили в сундуках и доставали только проветриваться, чтобы одежда меньше изнашивалась.
Под сарафан надевали длинную рубаху, состоящую из двух частей. Верхняя - та, что виднелась из сарафана, - из дорогой яркой ткани, покрытая вышивкой и орнаментами, а нижняя - которая была скрыта под юбками - из ткани попроще. Нижняя часть рубахи называлась станушка: она считалась исподним, поэтому юбка сарафана всегда скрывала её. Крой рубахи был традиционным: все детали кроили так, чтобы не оставалось лишней ткани. Как правило, это были прямоугольники, которые соединяли между собой декоративными строчками.
- Считалось, что самое сакральное в человеке - это обнаженное тело, поэтому его старались максимально скрыть одеждой. Исподнее - это та оболочка, которая защищает тело в первую очередь, его не должно быть видно. А наружный слой - верхняя одежда, которая была открыта взглядам, потому и декорировалась. Чем ближе к телу, тем более закрыто и сокровенно, - объясняет Наталья.
Сверху на сарафан повязывали запан - передник. Это еще одна неотъемлемая часть костюма, которую не надевали разве что в церковь. Дело в том, что он использовался во время работы по хозяйству, а потому нужен был почти всегда. Исключением было общение с богом, которое у семейских считалось своего рода праздником.
Обязательной частью в любом костюме был и пояс. Первый пояс надевался ребенку еще при крещении вместе с крестиком. Он был узенький и простой. А вот уже во взрослом возрасте семейские носили два пояса: один на теле, второй - нарядный - на одежде. Пояс декорировали нитями, считалось, что их можно использовать в обрядовых действиях, к примеру, перевязать пуповину или рану.
Будничные костюмы шились из темной, немаркой ткани, которую нежалко замарать или испортить во время работы. А вот праздничные костюмы шились из дорогих ярких шелковых или шерстяных тканей. Одежду шили как портные, так и сами девушки. К замужеству девушка обязана была уметь все: шить, ткать, прясть. Но вот заниматься вышивкой могли только незамужние девушки. У женщин на это попросту не было времени!
У средней семейской женщины могло быть 6 - 8 праздничных нарядов и несколько будничных - на смену. Семейские были зажиточными, поэтому и наряды их отличались богатством и буйством красок. Считалось, чем наряднее муж одевает свою жену, тем лучше живет их семья.
Семейские любили щеголять красивыми нарядами, иногда женщины даже менялись костюмами, чтобы показаться на людях в новом платье. Свадьбы у них шли по три-четыре дня, и они старались каждый раз щегольнуть красивым костюмом, даже меняли их несколько раз в день.
Орнамент как сакральная деталь
Как и в любой культуре, орнаменты на одежде у семейских имели сакральный характер. Они оберегали владельца от нечистой силы и неблагоприятных влияний, вроде порчи или сглаза. Поэтому некоторые элементы одежды старательно покрывались вышивкой.
- Те части тела, которые видны чужому взгляду, отделывали обереговыми швами или орнаментом. Это могли быть вышитые узоры или же бисер. Грудь закрывали украшениями, а рукава и воротник рубахи отделывали вышивкой. У каждого символа - свое значение, - рассказывает Наталья.
Крестовая вышивка препятствовала проникновению нечистой силы, ромбы и квадраты символизировали засеянное поле, а растительные орнаменты обозначали плодородие. Больше всего орнаментов и украшений было в костюме у девушки, которой предстояло выйти замуж. До этого декорированность одежды шла по возрастающей: чем ближе девушка к детородному возрасту, тем более нарядный у нее костюм.
Сакральный характер носил и силуэт костюмов. У женщины он должен был иметь вид треугольника, перевернутого основанием книзу. Считалось, что женщина получает энергию от самой матери-земли - снизу. А фигура мужчины, наоборот, должна была иметь вид треугольника, перевернутого основанием кверху, потому что мужчина получает энергию и знания от высшего разума - от неба.
Страх опростоволоситься
Девичий и женский костюм отличались друг от друга наличием головного убора. Замужние женщины должны были носить кичку, девушки ходили с косой, а девочки и вовсе бегали с распущенными волосами.
- В 6 или 7 лет девочке заплетали косу. В день свадьбы эту косу расплетали и делили на две, складывая на голове в корзинку. Когда коса расплеталась на две, девушка переставала принадлежать только своей семье, теперь она принадлежала еще и семье своего мужа. Это был целый свадебный обряд - окручивание. На новую прическу девушка надевала головной убор, - рассказывает Наталья.
Головной убор состоял из однорогой кички, спрятанной внутри, а сзади была мягкая шапочка, стягивающаяся веревочкой. Кичку плотно прикручивали к голове, чтобы она не слетела во время работы по хозяйству. Показаться на людях с непокрытой головой было страшным позором, отсюда и пошло выражение “опростоволоситься”. Если замужнюю женщину хотели опозорить, с нее сбивали кичку.
- Моя прабабушка снимала кичку только по субботам, когда шла в баню. Мама рассказывала, что у нее были очень красивые длинные волосы цвета пшеницы, цвета небеленого льна. Постоянно носить головной убор было не слишком-то удобно, однако таковы были традиции, - заключила Наталья.
Почему снимать головной убор семейским женщинам строго запрещалось? Люди верили, что таким образом женщина может причинить вред семье мужа. Распущенные волосы были сакральным объектом, поэтому их нельзя было показывать в новой семье.
Украшения семейские женщины очень любили. Носили крупные янтарные бусы, украшения из чешского стекла, броши и запонки. Кички украшали поднизью из бисера, жемчуга или рубленого перламутра. Считалось, что чем больше муж любит свою жену, тем дороже ее украшения.
- Если посмотреть на участниц сценических коллективов, они носят старинный янтарь ручной огранки. У меня есть такие бусы. В южных регионах России больше распространения получил бисер, в северных - жемчуг и рубленый перламутр. Все потому, что его там было больше, - отмечает Наталья.
Чем старше становилась женщина, тем меньше украшений она могла носить. С каждым годом от ее сарафана отпарывали ленты, а с груди снимали нитки бус. К старости женщины и вовсе не носили украшений - так подобало возрасту.
Не носили украшений и старые девы. Их у семейских было мало: считалось, что если женщина не увечная и может иметь детей, то она в любом случае найдет себе пару. Поэтому старых дев было немного, и все они были на особом положении. Носить кичку им было запрещено, ведь она считалась атрибутом замужних женщин.
Одежда родителей оберегает
Мужской костюм не отличался какими-то особыми элементами и деталями. Как и большинство русских традиционных мужских костюмов, он состоял из рубахи, брюк, пояса и головного убора. Элементы покрывались той же вышивкой и орнаментами, что встречаются в женских семейских костюмах: ромбы, квадраты, листочки. Самые маркие элементы снизу дублировались дешевой тканью, чтобы в случае чего, их можно было отпороть и заменить.
Дети ходили в той же одежде, что и взрослые. Как правило, ее перешивали из одежды взрослых. Было поверье, что одежда родителей оберегает ребенка от нечистой силы и неблагоприятных влияний.
Климат как в Забайкалье, так и в Бурятии суровый. Поэтому над пошивом верхней одежды тоже старались. Семейские носили стеганые халаты на вате или из верблюжьей шерсти, сверху покрытой шелком. Мужчины, как правило, утеплялись тулупами. Были в то время и шубы, но носили их совсем по-другому: мехом вовнутрь, а сверху покрывали тканью. По словам Натальи, многие навыки по выделке кожи семейские позаимствовали у бурят.
С тех пор как первые семьи старообрядцев приехали в Сибирь, прошло более двух столетий. За это время мир изменился до неузнаваемости. Но потомки тех людей, которые когда-то были высланы в Забайкальский край и Бурятию, хранят культуру предков и по сей день. Их было не так много - около 35 000 человек, но преданность своим традициям помогла им пронести свой уклад жизни через столетия.
Наталья Нестеренко - живой тому пример. Она бережно хранит в шкатулке старинные янтарные бусы ручной огранки, а в памяти - рассказы бабушки и мамы. Наталья с интересом исследует культуру предков, а также с удовольствием рассказывает о ней другим.
Автор: Александра Муромцева
https://www.infpol.ru/247238-kakoy-sakralnyy-smysl-ta..
Поделиться: