Вышивка как элемент костюма семейских Забайкалья.

Вышивка в традиционном костюме семейских Забайкалья играла важную роль. Украшая костюм, семейские решали  эстетические и обережные функции. Они стремились оградить себя от злых сил, болезней. И этим объясняется распространение в искусстве семейских оградительной символики.

Виды вышивки.

Особой популярностью пользовалась строчечная (строчевая) вышивка из-за простоты ее исполнения, а так же и за большую декоративность, яркость, которую она придает костюму в целом. Мастерицы Мензы, Красного Чикоя, Бичуры используют и в современных изделиях многоцветную строчечную вышивку. Строчка не вытеснила прежние украшения (вышивки, аппликации), а обогатила их и дополнила. Запястья рукавов рубахи (10-15 см) являются основным полем, украшенным машинной строчкой в костюме семейской женщины.

1

Отделочная строчка на рукаве рубахи.С.Шаралдай Мухоршибирского района. Автор Варанкина Е.В. 2022 г. 

Обязательным древним украшением женской рубахи является ленточная вышивка, прошивочка, расшивочка шириной 1,5 - 2 см. Расшивочку пряли обычно из цветной шерсти, гаруса. Теперь мастерицы используют щелк, ирис, мулине. В узорах встречаются излюбленные семейские круги - розетки, растительные и геометрические узоры, которые часто встречаются на рубахах, в росписях, резьбе.

Образцами для тамбурной вышивки были узоры, вышивки многоцветным тамбуром на платках и шалях русского фабричного производства. Способ наложения многоцветных линий, выполненных тамбуром, однотипен для бурят и семейских. Тамбурная вышивка в виде волнистой линии с цветами-розетками была выполнена в самом начале ХХ в. А.М.Ивановой (из села Новая Брянь).

У семейских сохранилось большое количество расшитых золотом, серебром позатыльников, кокошников. Искусство золотого шитья, издавна известное на Руси и занесенное семейскими в Забайкалье в XVIII в., требовало особого мастерства, таланта и исполняли его мастерицы, выполняли заказы односельчан. Славились мастерицы из Мензы, Захарово, Чикоя.

1

На фото строчечная вышивка на подоле сарафана из с. Покровка Бичурского района. Автор Варанкина Е.В., 2022 г.

Мотивы, орнаментика в вышивке. 

Исследователь орнамента народов Сибири С.В.Иванов развивает эту теорию, считая, что разнообразные решетчатые фигуры, квадрат и ромбы и составленную из них косую сетку можно рассматривать как древний орнаментальный фонд, на основе которого развился позднейший народный орнамент, известный по этнографическим материалам.

В вышивке, также, как и в росписях и резьбе, преобладали геометрические орнаменты (круги, треугольники, сегменты, зигзаги). Они символизировали солнце, вспаханное и засеянное поле, с которыми ассоциировались живительные силы природы, имело место вышитое изображение птиц, коней, крестов, считавшимися у славян, предков семейских - оберегом.

Геометрические мотивы - ромбы, квадраты, по мнению большинства исследователей, являются видоизмененными в тканье и вышивке кругами - символами небесных светил. Существует мнение о смысловом значении ромба с крюками, принадлежащее А.К.Амброзу, который считает его символом плодородия или женского начала в природе, выступающего в значении «от палеолита до наших дней». Прямоугольные или ромбовидные клетки, круги во всю ширину пояса и кресты-вилы, дуги между ними наиболее распространены в поясном творчестве у семейских. Кресты очень часто дополняются крючками. Это часто вписанные ромбики или прямоугольники с односторонними или двухсторонними рядами крючков и простым или усложненным крестом в центре. Сочетания этих несложных элементов разнообразны.

Большинство производимых узоров от клетки и ромба с крючками не имеют названий или забыты, хотя каждая мастерица знает, что «держит в уме» их до десяти-пятнадцати. Так, в Красном Чикое звездочкой называют клетку с вписанной в нее сеточкой с крючками по краям. Своеобразны пояса с узором в чашечку. Чашечка - это роза в форме креста, разделенная на пять равных квадратов или на два удлиненных прямоугольника. Заполняются они двоенными крестами, прямоугольниками, параллельными полосами, змейкой, решеточками. Ткут пояса и упрощенным, однообразным узором: в проску или в рябушку, в столбочки или салфетку. Узор в рябушку или в проску ткется без узорного перебора. Пояс в столбочки имеет столько рядов столбиков, сколько в поясе цветных полос. Рисунок в салфетку напоминает густую решеточку с яркими глазками - точками. В настоящее время еще ткут пояса в семейских селах, но мастериц мало.

Мотивы узоров  строчечной вышивки очень разнообразны: кресты, розетки, завитки, ромбы, квадраты. Встречаются растительные мотивы (розочки, цветы) и зооморфные (птички, уточки) характерны для тарбагатайских мастериц. Эти же мотивы можно встретить в росписях предметов быта и резьбе (прялках, туесках).

В строчке, как и в росписях, одним из ведущих и любимых мотивов является мотив завитка или, как его называют семейские, косари, косачи, очень напоминает бурятский мотив - бараний рог или руно. Расположение отдельных мотивов строчечного орнамента на рукаве и его мотивы перекликаются с бурятской орнаментикой. Большое сходство наблюдается в цветовой гамме строчки, исполненной по темному фону (черному, синему, цвета бордо) белыми, красными, желтыми, синими и черными нитками.

Мотив креста - одного из древнейших солярных знаков. В первоначальном своем значении выступал как символ Солнца и Жизни и был широко распространен у большинства славянских народов. Этимологически «Крест» во всех языках означает «Свет великого огня». В Христианской традиции Крест символизирует мост или лестницу, по которой душа может достичь Бога. Мотив Креста, часто встречается в настенных росписях семейских, в домовой резьбе, в тканных поясах и золотом шитье кокошников. Орнамент играл важную роль в костюме семейских. Орнамент (тканный и вышитый) мог быть геометрическим (ромб, квадрат, круг) растительным (изображающим растения), зооморфным (животных), орнитоморфным (птиц). Орнамент в искусстве семейских Забайкалья отражал сложность структуры сознания семейских, пронизанного религиозным чувством восприятия и понимания мира.

1

На фото отделка сарафана из с.Покровка Бичурского района. Автор Варанкина Е.В. 2022 г.

Способы вышивания.

Семейские вышивали двумя способами: «по счету», и «редким».

«По счету» - сплошное заполнение вышиваемой поверхности, и редким, оставляя просветы фона. Вышивание по счету более трудоемкое и характерно для кокошников. Узоры сплошного шитья по счету разнообразны и сложны, является одним из искуснейших видов женского творчества, как и росписи. Наиболее распространены мотивы кругами, пяточками; как и в резьбе и росписи пяточки-круги, расчлененные внутри на множество радиусов, располагали рядами. Обычно их три: один - центральный и два - боковых.

Вышивание кругов в золотом шитье - древнее явление, сохранившееся у семейских до конца XIX в. «Золото, повсеместно связывается с солнцем, поэтому обозначает просветление, свет, власть». Соблюдение симметрии является строгим законом для золотошвейни. По центру всей длины кокошника располагают центральный узор, разделяющий остальное поле на две одинаковые части, часто оформлялся растительными мотивами (лапчатые ветви и листья) или геометрическими линиями, узорами из завитков, которые встречаются в росписях семейских женщин.

Костюм семейских в Забайкалье – это уникальное произведение художественно-прикладного искусства. В его семантике отражается сложный комплекс языческих славянских, христианских традиций, а также бурятской культуры. Религиозно-магическое содержание орнаментов в росписях, резьбе, костюме семейских Забайкалья характерные для эстетики славян-язычников, заменилось социальным осмыслением значимости костюма как знаковой системы. Части костюма и отдельные аксессуары приобрели символическое или аллегорическое значение. Эта традиция закреплялась с годами, но первоначально сакральная, духовная суть уходила в прошлое. В эстетике костюма семейских соединились ряд культур (языческая, христианская, бурятская) системы мировосприятия, художественного освоения природы человеческой культурой.

Костюм семейских Забайкалья один из стойких уникальных этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующего различные виды декоративного творчества (роспись, резьба, вышивка).

Многообразие форм, типов и многосоставность каждого комплекса одежды, яркая декоративность художественного решения, самобытность орнаментации и техника ее использования - характерные черты костюма семейских на протяжении веков. Хотя в наше время происходит вытеснение старых традиционных вещей новыми, семейские женщины отказываются от красочных сарафанов и предпочитают более современные одежды, возникает необходимость в такой ситуации сохранить для потомков культурно-исторические особенности семейских Забайкалья, как уникального источника для творчества подрастающего поколения, так много сделавших хозяйственного освоения края и привнесет в него неповторимый, во многом экзотический, этнокультурный колорит.

Искусство и культура семейских - наиболее чувствительное зеркало, отражающее общество и культуру. Достаточно рассмотреть образцы росписей, резьбы, костюма, их элементы, чтобы составить представление о ментальности, ценностях, нормах поведения, нормах социальных отношений данной этноконфесиональной группы. Костюм выступает как семиотическая система, как совокупность социальных значений.

1

Прошивочку демонстрирует В.П.Ефимова, с. Билютай Бичурского района. Автор Варанкина ЕВ. 2022г.

Источники:

Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. - Иркутск, 1920.

Попова А.М. Семейские ( Забайкальские старообрядцы). - Верхнеудинск, 1928 .

Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири: Этнографический сб. - М.: Наука, 1962.

Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалья. / Отв. ред. Маковецкий И.В. - Новосибирск: Наука, 1975.

Маслова Г.С. Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством. - М.: Наука, 1981.

Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18-20 вв. Улан-Удэ. 2009.

Иванов В.Ф. Народный костюм семейских Забайкалья. Улан-Удэ. 2015.

Иванов В.Ф. "Как цветок в янтаре" Народный костюм семейских Забайкалья" Улан-Удэ. 2018.

 

Поделиться: