Русский народный костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, традиционного художественного творчества и многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом.
Мартыновы Тимофей Артамонович, Вера Дмитриевна и сын Игнат, 1930 г.
В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа, которую принято называть «семейские».
Появление самобытной группы русских старообрядцев на территории Забайкалья ученые относят ко второй половине XVIII века. Они были переведены сюда целыми семьями под присмотром военных команд из пределов Речи Посполитой (Польши).
Последователи старой веры, природные земледельцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплоченностью и поразительным трудолюбием, через короткое время заслужили признание как лучшие земледельцы, а места их поселения стали житницами края.
Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировались обычным правом, гражданскими и церковными установлениями. Старообрядческие семьи характеризовались крепостью и верностью сторон в браке. Разводы были крайне редки. Важное значение придавалось трудовому воспитанию детей.
В быту воспитывались эстетические идеалы староверов: представления о красоте и гармонии в природе, разумно устроенной богом, любовь к иконе, красивому богослужению, красоте и опрятности народного костюма, фольклору, пению. Все это создавало известную гармонию отношений, уверенность в правильности выбранной старой веры, обрядов, формировало духовно-психологический комфорт в семье, в общине, вкупе с трудолюбием возвышало старообрядцев.
Если крестьянское старожильческое население Сибири формировалось на протяжении XVI — первой половины XIX веков и предками этой группы сибиряков были представители северо - русских групп, носители северо - русской культуры, то происхождение семейских связано с переселением в Сибирь старообрядцев Стародубья и Ветки в конце XVIII века. В культуре этих групп много южнорусских черт. Среди старообрядцев Сибири выделяют: «поляков» и «каменщиков» (Алтайский край, Республи - ка Алтай); кержаков (Тюменская, Омская, Новосибирская, Томская области); семейских (Бурятия и Забайкальский край). Следует отметить, что первоначальный, до переселения в Сибирь, состав старообрядческих групп был этнографически неоднородным, что объясняет некоторые различия между сибирскими старообрядцами, в том числе в одежде.
Интерьер семейской избы. Этнографический музей народов Забайкалья
Консерватизм быта старообрядцев, их удаленность от центров власти явились в значительной степени причинами, объясняющими долгую востребованность и сохранность традиционного костюма. Но это не означало, что он не изменялся, как не осталась изолированной вся художественная традиция и культура.
На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации народного костюма семейских оказывали влияние географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловаж ным фактором явились историко-социальные процессы, способствовавшие созданию особых форм одежды; значительна была роль местных культурных традиций.
«Шурыгинская бригада»,
А.Тимин (1910–1993). 1948 г.,
холст, масло, РХМ КП 399.
«Шурыгинская бригада»
представлены во всей красе жители
села Унэгэтэй: депутат Верховного
Совета СССР, кавалер ордена Ленина,
знатный картофелевод республики
Лукерья Прохоровна Шурыгина и
члены её бригады.
Костюм отличается ярко выраженным своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочении этнического самосознания народа: наряду с разговорной речью, антропологическими показателями служил стойким определителем, по которому отличали «своих» от «чужих». В быту воспитывались основные эстетические идеалы староверов, представления о красоте и гармонии в природе.
В наше время, когда региональная история становится все более предметной и адресной, значительно возрастает интерес к народным традициям семейских, к их духовной и материальной культуре, в которой немалую роль играет костюм.
Большой вклад в изучение материальной культуры внесли научные работы, опубликованные в сборниках научных статей по материальной культуре русского населения1 . Большая часть из них написана по результатам полевых экспедиций, в ходе которых был собран большой фактический материал, разнообразные сведения о числе старообрядческих селений; хотя значительная часть работ носит этнографический характер , сформулированные этими исследователями выводы не потеряли актуальности и по сей день.
В 50-е гг. ХХ века возрос интерес к вопросам социально-экономического положения крестьянства Забайкалья (в том числе старообрядчества) XVIII — первой половины XIX века. В частности, М.М. Шмулевич в связи с изучением общих проблем истории крестьянства Забайкалья касается и семейских сел на этой территории. Выделяются труды по различным аспектам старообрядческой проблематики Л.Е. Элиасова, А.А. Лебедевой, Г.И. Ильиной-Охрименко и мн. др.
Особое место в изучении истории, культуры и быта семейских принадлежит Ф.Ф. Болоневу. Его работы, опубликованные в период с середины 1970-х гг. по настоящее время, представляют собой историографическое явление в изучении старообрядцев Забайкалья. Привлекая богатый архивный и полевой материал, Ф.Ф. Болонев детально изучил причины, этапы и характер переселения староверов в Сибирь, своеобразие старообрядческой культурной среды, особенности этнокультурного взаимодействия с коренными народами .
Для нашего исследования большой интерес представляют работы О.И. Выхристюк, Т.О. Теодорович . В работе, составленной на основе материалов фольклорных экспедиций, не только описываются головные уборы, но и даются практические советы по пошиву семейского костюма. Интересному аспекту посвящена статья Т.И. Гусейновой «Традиционный костюм семейских Забайкалья», в которой исследуется декорирование, тонкие и сложные узоры вышивки костюма семейских .
Среди современных работ исследователей Бурятии и Забайкальского края по истории народного костюма семейских можно выделить разделы, опубликованные в «Энциклопедии Забайкалья»8 и в историко-культурном энциклопедическом справочнике «Старообрядцы (семейские) Бурятии»9 , а также статьи, выпущенные в связи с юбилейными конференциями по истории старообрядчества, в том числе VI международной конференции «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи».
Народный ансамбль «Родник», с. Хасурта, 2015 г.
На современном этапе исследований традиционного костюма забайкальских старообрядцев расширился спектр публикационных возможностей: помимо традиционных бумажных носителей появляются мультимедийные и цифровые. Так, Национальной библиотекой РБ в 2001–2007 гг. выпущены СD и DVD издания «Этнокультура старообрядцев Забайкалья», а Тарбагатайским центром изучения культуры семейских создана специальная База данных «Семейский костюм».
Историческим музеем им. Хангалова выпущен комплект открыток «Народный костюм семейских».
Основными источниками при работе над книгой стали результаты экспедиций автора в районы компактного и локального проживания семейских в Бурятии, Красночикойском районе Забайкальского края. Территории экспедиций — от Кижингинского района (села Леоновка, Михайловка, Вознесеновка), через Заиграевский (Унэгэтэй, Новая Брянь, Мухор-Тала), Тарбагатайский (Куйтун, Надеено, Большой Куналей, Верхний Жирим), Мухоршибирский (Калинока, Верхний Сутай, Новый Заган, Шаралдай), Бичурский (Бичура) и до Красночикойского района Забайкальского края (села Архангельск, Малоархангельск). Богатая информация получена и от жителей Хоринского района (Удинск, Зун-Хурай, Тэгда), выходцев из мест компактного проживания семейских.
Семейские с. Надеино Тарбагатайского района. Начало XX века
Дополнительным источником послужили коллекции семейских костюмов из фондов Национального музея Республики Бурятия и Этнографического музея народов Забайкалья. В работе также были использованы коллекции музеев-усадеб сел Хасурта, Большой Куналей, Кочен (Архангельск) Забайкальского края и др.
В Приложениях представленной книги публикуются авторские образцы кроя и фотографии. Считаю своим долгом поблагодарить всех моих информантов, которые делились со мной своими бесценными воспоминаниями об обычаях, традициях шитья и ношения старинного семейского наряда. Искреннюю признательность выражаю научному редактору книги С.В. Васильевой и рецензентам С.В. Бураевой, Т.Н. Гусейновой за поддержку исследования, оказанное внимание в обсуждении темы, ценные замечания и предложения.
Семейские девушки с. Хасурта Зинаида Нефедовна Бурдуковская и Васса Аббакумовна Казазаева. 1948 г
Источники
1. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири / под ред. И. В. Маковецкого, Г. С. Маслова. –Новосибирск : Наука, 1975. Ч. 2: Забайкалье. С. 48-71; Материальная культура и искусство народов Забайкалья / под ред. Е. М. Залкина, Н. В. Ким. – Улан- Удэ : БФ СО АН СССР, 1982. С. 54-67.
2. Попова А. М. Семейские. Забайкальские старообрядцы. – Верхнеудинск, 1928. 36 с. ; Воскобойников В. Приметы и суеверия семейских // Бурятоведение. 1930. Вып. 3–4. № 11–12.
3. Шмулевич М. М. К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Западном Забайкалье в XVIII – первой половине XIX в. // Этногр. сб. - Улан-Удэ, 1974 ; Он же. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII – середина XIX в.). Новосибирск, 1985.
4. Элиасов Л. Е. Атеистическая пропаганда среди старообрядцев // Коммунистическое воспитание трудящихся: матер. респ. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ, 1961. С. 136-144; Элиасов Л. Е. Старообрядчество, его пережитки // О некоторых религиозных культах и сущности. – Улан-Удэ, 1961. С. 30-50; Лебедева А. А. К истории формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта (XIX – начало XX вв.) // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии. – М., 1969. С. 104–188 ; Ильина-Охрименко Г. И. Народное искусство семейских Забайкалья. – Улан-Удэ, 1972.
5. Болонев Ф. Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (во второй пол.XIX в. – нач.ХХ в.). – Новосибирск, 1978 ; Болонев Ф. Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992 ; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья. Новосибирск, 1994 ; Болонев Ф .Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. – Барнаул, 2001 ; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-ХХ вв. – М., 2004 ; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-ХХI вв.– Улан-Удэ, 2009 и др.
6. Выхристюк О.И., Теодорович Т. О. Методические указания по крою русского костюма старообрядцев Забайкалья. Новосибирск, 1997. 35 с.
7. Гусейнова Т. И. Традиционный костюм семейских Забайкалья // Традиционный фольклор в полиэтнических странах : матер. Междунар. науч. симп., Улан-Удэ, 28 июня– 5июля 1998 г. – Улан-Удэ, 1998. Ч. 2. С. 115-116.
8. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. - Новосибирск, 2002. Т. 1: Общий очерк. 302 с. ; Константинова Т. Н. Забайкалье: ступени истории : (с древнейших времен до 1917 года). – 2-е изд. испр. и доп. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2010. С. 188-198.
9. Иванов В. Ф. Старообрядцы (семейские ) Бурятии: к 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию : ист.-культ. энцикл. спр. – Улан-Удэ : ЭКОС, 2015. С. 87-94.
10. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи : матер. VI междунар. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 7–8 авг. 2015 г. – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 398 c.
Поделиться: