Вероисповедная политика СССР в годы Великой Отечественной войны

Политическая значимость религиозного вопроса как на занятых фашистами советских землях, так и во внутриполитической обстановке в стране отчётливо проявилась к концу 1941 г. Молчаливое признание этого факта содержится в изменении позиции государства, которое в течение первых двух военных лет фактически встало на позицию невмешательства в церковную жизнь страны. Разрешались общецерковные сборы средств и внекультовая деятельность религиозных объединений, Русская Православная Церковь смогла расширить издательскую деятельность и выпускать книги и листовки. Государство де-факто признало религиозные центры, которые во время эвакуации вывозились из Москвы вместе с государственными и общественными организациями. Появилась возможность устанавливать связи с зарубежными религиозными организациями. Впервые после длительного перерыва в Советском Союзе без юридического оформления стали открываться церкви и молитвенные дома. Фактически была прекращена антирелигиозная пропаганда, свёрнута деятельность Союза воинствующих безбожников. Несмотря на изменение в отношении государства к другим конфессиональным группам, положение Древлеправославной церкви было крайне тяжелым. Большинство закрытых в 1930-е гг. храмов так и не были возвращены церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений.

На территории СССР не осталось ни одного легально действующего старообрядческого монастыря, ни одного учебного заведения. Большинство архиереев, священников было репрессировано. Мученическую смерть приняли епископы: Уральский — Амфилохий (Журавлев), Уфа, Алтайский — Тихон (Сухов), Томск, ИркутскоАмурский — Афанасий (Федотов), Улан-Удэ. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного старообрядческого календаря на 1945 г. Только к концу 1940-х гг. в Древлеправославной церкви начинают служить пять епископов, что позволяет рукоположить несколько десятков священников и восстановить несколько старообрядческих общин.

В союзных и автономных республиках, краях и областях при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся учреждались должности уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (РПЦ). Совет по делам религий в Бурятии был образован в 1944 г.

Развивалось нормативное законодательство СССР в области государственно-конфессиональных отношений. Уже в ноябре 1944 г. было принято постановление правительства №1325 «О порядке открытия церквей». 1 декабря 1944 г. Совнарком Союза ССР принял постановление №1643-486-с «О православных церквах и молитвенных домах», которым внес изменения в утверждённую 5 февраля 1944 г. Советом по делам РПЦ инструкцию для уполномоченных. Этот нормативный акт предусматривал не только новый порядок открытия храмов, но позволял собирать информацию о состоянии, в котором находилось здание церкви: пригодно ли оно для богослужения, сохранилась ли необходимая утварь, когда и по решению каких органов церковь была закрыта.

Таким образом, государство постепенно стало брать под контроль использование храмовых зданий. Согласно постановлению от 1 декабря 1944 г. слом или разбор церковных зданий допускался только в исключительных случаях по решению крайисполкома при наличии заключения уполномоченного Совета по делам РПЦ. Местным властям без разрешения Совета запрещалось закрывать культовые здания, переоборудовать их для других целей. Одновременно оговаривалось право Совета удовлетворять ходатайства верующих на предоставление соответствующего помещения или же предоставлять возможность для строительства храма.

19 мая 1944 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об организации наряду с Советом по делам РПЦ еще одного государственного органа — Совета по делам религиозных культов, в ведение которого передавались связи со всеми другими, кроме РПЦ, религиозными организациями. В его центральном аппарате были сформированы четыре отдела: по вопросам мусульманского, иудейского и буддийского вероисповеданий; по вопросам Армянской, Католической и Лютеранской церквей; по вопросам старообрядческой и евангелической церквей и инструкторская группа. На последнюю возлагались обязанности по подготовке информационных материалов, инструктивных писем и циркуляров, обработка статистических данных и планирование работы аппарата. Такая организационная структура Совета просуществовала до 1955 г.

Безусловно, лояльность Совета по отношению к «подведомственным» культам объяснялась патриотической позицией духовенства и верующих, которые, также как и последователи РПЦ, собирали деньги и ценности, продукты питания и вещи, поддерживали раненых, семьи фронтовиков и детей-сирот, то есть стремились максимально помочь Родине в трудный час. Так, еще в 1942 г., в один из самых тяжелых периодов войны, старообрядческий архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. Древлеправославные христиане в период Великой Отечественной войны, как и в прежние трудные времена, встали на защиту Отечества. Многие тысячи пали на полях сражений, умерли от голода и болезней.

В БМАССР оживление религиозной жизни старообрядцев после Великой Отечественной войны связано с началом богослужений в молитвенной часовне с. Новый-Заган Мухоршибирского района (1947 г). Инициатором был уставщик Назар Петров из Бичуры. По просьбе верующих в начале 1950-х гг. из Новозыбкова прибыл священноиерей Петр (Симонов). Благодаря его активной деятельности Ново-Заганская старообрядческая церковь действовала до 1963 г.

С. В. Васильева

 

 

Поделиться: