Советское законодательство о культах

23 января 1918 г. вышел декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», предусматривавший невмешательство церкви и государства в дела друг друга и ограничивавший деятельность религиозных объединений рамками отправления культа. В августе этого же года вышла инструкции Наркомата юстиции «О порядке проведения в жизнь декрета», где разъяснялись пути и методы практической деятельности по реализации этого документа. Принятая инструкция имела силу закона и предусматривала ряд жестких мер по изъятию церковного имущества, а также до 1927 г. была основанием для передачи церковных зданий под культпросветучреждения. Власть предоставляла гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой: отменялись все ограничения свободы совести, религиозная клятва и присяга, религиозные церемонии при свершении государственных действий. Декрет лишал церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. При этом прекращались всякие государственные субсидии церковным и религиозным организациям. Отныне религиозные общества могли получить необходимые здания и «предметы» не иначе как на условиях «бесплатного пользования» с разрешения местной и центральной власти.


Первые законодательные акты Советской власти нанесли ощутимый ущерб религиозным объединениям. Права на владение собственностью, ведение финансовых и хозяйственных дел, религиозное просвещение, издательскую и благотворительную деятельность, пропаганду своего вероучения, с огромным трудом завоеванные старообрядцами в 1905 г., после Октябрьской революции были утрачены. Все это подрывало материальную и духовную базу общин и являлось для старообрядческого движения шагом назад.


Тем не менее в новом законодательстве о культах имелись и некоторые положительные нормы — как освобождение его от преследований РПЦ. Был уравнен правовой статус старообрядцев со всеми конфессиями России. Бывшая господствующая церковь, ослабленная жесточайшими репрессиями Советской власти, не имела возможности продолжать борьбу со старообрядчеством.


В качестве правовой базы для оказания мер административного давления на конфессиональные институты со стороны местных органов власти было издано постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». Для его реализации НКВД РСФСР 1 октября 1929 г. были приняты постановление «О регистрации религиозных объединений» и инструкция от 1 октября 1929 г. «О правах и обязанностях религиоз ных объединений». Эти правовые акты регламентировали деятельность религиозных институтов на протяжении многих лет Советской власти. Постановление от 8 апреля 1929 г. не только определило юридическое положение религиозных организаций, но и стало нормативным документом, в котором впервые в советском законодательстве был разработан детальный порядок закрытия культовых зданий.


В докладе «О состоянии и деятельности религиозных культов на территории Сибкрая» и в сведениях Сибирского окружного РК о проведении антирелигиозной работы за 1928 г. в разделе «Количество религиозных культов общин и священнослужителей» значится: «...старообрядцев 76000 чел., из них БМР 50000 чел. Старообрядчество распадается на несколько «согласий», (течений), наиболее крупные — беглопоповцы, насчитывавшие 40000, белокриницкий толк насчитывает 10000 чел., а также поморский, странствующий, часовенный. Беглопоповцы, в свою очередь, делятся на общинников и необщинников, т.е. признающих регистрацию общин и не признающих регистрацию». Наиболее крупными центрами компактного проживания старообрядцев оставались села Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Мухоршибирь, Бичура и др. Сведения о территориальном разделении районов БМАССР на семейские и старожильческие впервые были даны в работе А.М. Поповой. Автор выделяет главный семейский район — Тарбагатайский (Верхнеудинский уезд), вторым называет Бичурский, а также определяет основные старообрядческие села с указанием дворов за 1919 и 1926 гг.


Таким образом, в период формирования новых взаимоотношений с государственной властью старообрядцы «семейские» демонстрировали способность адаптироваться к самым неблагоприятным условиям. Важнейшим фактором этих взаимоотношений было присущее большинству старообрядческих согласий умение соединять в своей деятельности и воззрениях противоположные тенденции: оппозиционность и законопослушность, стремление к замкнутости и обособленности от государственных структур и готовность к диалогу с ними.


С.В. Васильева

 

Поделиться: