К биографии епископа Афанасия

В плеяде известных забайкальцев, знаменитых уроженцев Тарбагатайской земли одно из первых мест, бесспорно, занимает Афанасий, епископ ИркутскоАмурский и всего Дальнего Востока, глава дальневосточной старообрядческой епархии Древлеправославной церкви.

В 2011 г. исполняется сто лет со дня учреждения и открытия епископской кафедры Русской древлеправославной церкви Иркутской и Амурской и всего Дальнего Востока епархии. Решение о ее создании было принято в 1911 г. Освященным собором Белокриницкой церкви. Епископом был рукоположен отец Иосиф (в миру Иаков Исаакович Антипин). За 15 лет отец Иосиф в сложнейших условиях революций, мировой и гражданской войн проделал огромную работу по окормлению старообрядческого населения Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северного Китая.

После смерти отца Иосифа 4 января 1927 г. в городе Харбине остро встал вопрос о его преемнике. После бурного обсуждения все 13 старообрядческих общин единогласно проголосовали за кандидатуру протоиерея Тарбагатайской старообрядческой общины Амвросия Феофановича Федотова, который 19 мая 1929 г. в г. Томске в Храме Успения Пресвятой Богородицы был рукоположен в епископы и был наречен Афанасием.

Таким образом, епископская кафедра, а вместе с ней и епархиальное управление епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока оказались в селе Тарбагатай Бурят-Монгольской АССР.

Владыка Афанасий в течение десятилетия успешно управлял огромной епархией Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северного Китая, оперативно решал многочисленные организационные вопросы, вел обширную переписку как с рядо выми прихожанами, так и с высшими церковными иерархами. Незаурядная личность о. Афанасия, его подвижническая деятельность во имя и для блага людей получила отражение в ряде газетных публикаций, статей в научных сборниках, книгах и достаточно полно в работе Е. Елисеева и И. Сережниковой173. Откликаясь на просьбу ее авторов «по возможности поправить неточности, могущие возникнуть в сей книге», хотелось бы остановиться на родословной и доселе неизвестных страницах биографии епископа Афанасия. Особо следует заметить, что наша статья опирается на документы Национального архива Республики Бурятия. Фактический материал, часто противоречивый, приводимый различными авторами, пришлось подвергать основательной документальной проверке.

Родословная А. Ф. Федотова, которую мы смогли проследить по архивным документам, восходит к половине XVIII в. В марте 1767 г. в группе «русских беглых людей», старообрядцев, выводимых из пределов Польши, прибывающих в составе Селенгинского пехотного полка, в Тарбагатайскую слободу была поселена вдова Акилина Ивановна 62 лет от роду. По записи 1768 г., ее старшему сыну Степану было 17 лет, а младшему Андриану — 15 лет (во всех последующих списках он писался Абрамом). В 1779 г. у Степана и его жены Анны Петровны имелась восьмилетняя дочь Евдокия и двухлетний сын Максим.

Возраст детей позволяет предположить, что брак Степана и Анны состоялся вскоре после прибытия посельщиков-старообрядцев на постоянное место жительство. Скорее всего, жена Степана была дочерью Петра и Федосьи Минаевых, поселенных также в Тарбагатайской слободе. Возможно, они следовали из Ветки и Тобольска в Забайкалье вместе в одной партии. Во всяком случае в списке поселенных в Тарбагатае девушка по имени Анна была только в семье Минаевых. Да и навряд ли понадобилось Степану искать невесту где-то в другом месте. Впрочем, как и его младшему брату Абраму, который к этому времени также обзавелся семьей. Его жена в списках 1779 года записана Настасьей Петровной 22 лет от роду. Можно предположить, что это была дочь старообрядцев Петра Яковлевича и Екатерины Ивановны Бутковских, записанная в 1768 г. Настасьей. В последующих семейных списках она пишется Натальей.

Надо сказать, что в первых записях фамилий, имен, возраста польских посельщиков имеется немало неточностей и только сравнительный анализ последующих списков и ревизских сказок позволяют внести ясность в этот непростой вопрос.

Во время проведения VI ревизии в начале 1812 г. в Тарбагатае была записана одна семья Федотовых. В ней насчитывалось тринадцать мужских ревизских душ. В ревизской сказке государственный крестьянин Абрам Федотов сын Федотов 59 лет от роду записал: «У меня дети: первый сын Гаврило 14 лет по прошлой ревизии (по V, 1795 года переписи. — В. П.) умер в 1801 году; второй сын Григорий 23 лет, третий сын Герасим 22 года. Григория дети: Василий 4 лет, Семен 2 и Василий же 1 год. Герасима дети: Варфоломей 4, Егор 1 год. Надо полагать, что старший брат Степан умер еще до начала V ревизии, поэтому Абрам Федотович пишет «племянники мои: Максим 39 лет и Тимофей 13 лет. У Максима дети: Андрей 5, Кирилло 3, Агей 1 год». Сведения о женщинах в ревизских сказках VI отсутствовали, вот почему особый интерес для составления генеалогических древ старообрядцев представляют полные семейные списки, составленные в 1818– 1823 гг. Они позволяют проследить изменения, как в мужском, так и в женском составах семей. В это время в семьях Абрама Федотовича и Максима Степановича Федотовых насчитывалось 15 мужчин и 10 женщин.

По итогам IX переписи в 1851 г. Федотовых в Тарбагатае насчитывалось 25 мужчин и 32 женщины. Имя главы семьи Абрама Федотовича отсутствует, и это означает, что его смерть случилась в период до VIII ревизии, с 1823 по 1834 г. В семье его сына Григория Абрамовича и Евдокии Максимовны родилось и воспитывалось семь сыновей. Их самый младший сын Иван 29 лет (получается, 1822 года рождения, но в списках 1823 г. его имя отсутствует. Возможно, его возраст был чуть прибавлен), был женат на 25-летней Марфе Ивановне (В некоторых публикациях ошибочно пишут «Марья»).

В посемейном списке 1873 г. в двух семьях Федотовых насчитывалось 39 мужчин и 50 женщин. В нем также значится, что Григорий Абрамович умер в 1859 г. В семье Ивана Григорьевича и Марфы Ивановны было три сына: первый — Киприян 26 лет, второй Феофан 17 лет (1856 года рождения) и третий — Ермил 8 лет. У Феофана Ивановича и его супруги Феклы Никитичны 23 апреля 1875 г. родилась дочь Александра. (Тут следует пояснить, что эта приписка сделана позже основного списка 1873 г.)

На сегодня наиболее острым и дискуссионным является вопрос о дате рождения Афанасия. В ранних публикациях, посвященных отцу Афанасию, Е. Елисеев называл дату его рождения 30 ноября 1879 г. Эта дата запечатлена на мемориальной доске, установленной в с. Тарбагатай, а в указанной нами книге авторы, ссылаясь на архив ФСБ РФ по РБ и печатая ксерокопии анкеты и протокол допроса арестованного Федотова Абросима Феофановича, считают датой его рождения 21 декабря 1877 г.

Вызывает интерес указанный возраст брата Абросима — Ильи 1879 г. р. и дяди Ермила Ивановича 75 лет (1862 г. р.), а также дочерей Афанасия — Екатерины, 33 года и Анны, 27 лет. Сведения, записанные сержантом госбезопасности, со слов арестованного и по инструкции должны были быть проверены по документам. Только вот каких? Ведь даже паспорта А. Ф. Федотов не имел. Согласно анкете А. Ф. Федотова, он: «служитель культа, кулак, имел 2 лошади и 2 коровы, 15 баранов и 6 десятин земли, из крестьян средняков».

Сведения анкеты, записанные в тюрьме, требовали документальных подтверждений, тем более у нас есть пример, когда в следственном деле № 3015 (Архив УФСБ по РБ д. 7471/с) незаконно репрессированного Чистякова Михаила Григорьевича, уроженца села Десятниково, следователем была записана дата рождения 1877 г., хотя он родился в 1872 г.

Наши многолетние поиски в архиве документов, проливающих свет на дату рождения А. Ф. Федотова, увенчались успехом. Сравнительный анализ сведений, извлеченных из документов трех архивных фондов (207, 352, 478) Национального архива Республики Бурятия, показывает:

1. В семейном списке, составленном в Тарбагатае в начале 1886 г., было записано, что у седьмого сына Григория Абрамовича Федотова — Ивана Григорьевича и его супруги Марфы Ивановны был первый сын Киприян и второй — Феофан 1856 года рождения. У Феофана Ивановича от его жены Феклы Никитичны имелась дочь Анна восьми лет, сын Абросим — 5 1⁄2 года, Илья 3 года, Клим 2 недели179. Это первое упоминание в архиве имени Абросима Федотова. Подсчет показывает год его рождения — 1880.

2. В подворной карте, заполненной летом 1917 г., возраст А. Ф. Федотова указан — 36 лет180. Другими словами, год рождения — 1880.

3. Третий архивный документ помогла нам найти С. В. Бураева. В книге «″Богодухновенные книги″ старообрядцев (семейских) Забайкалья», анализируя судьбу владельцев и создателей старообрядческих памятников письменности, она пишет: «Особый интерес представляет письмо 1924 года священноиерея Амвросия Федотова к епископу Иосифу в Харбин. Уникальность заключается в том, что епископ Афанасий подробно описывает свою биографию»181, но в этой книге нет даты рождения о. Афанасия. В следующей ее книге, посвященной рукописному наследию забайкальских старообрядцев, читаем: «Владыка Афанасий (в миру Амросий Феофанович Федотов) — епископ Иркутский и Дальнего Востока Белокриницкой епархии — родился в 1877 г. 182 Эта досадная опечатка привела нас к документу — письму о. Иосифу, в котором А. Ф. Федотов пишет: «Жительство имел в с. Тарбагатае и где был рожден и воспитан по воле своих родителей. Год рождения моего 1880 ноября 30-го имя же моего родителя: Феофан, сын небезызвестного здесь всеми: Ивана Григорьевича Федотова»183. (Естественно, 13 декабря по новому стилю). Тем самым он лично подтвердил сведения более ранних архивных документов, найденных нами, а это значит, что иные версии о дате рождения Афанасия являются несостоятельными.

Кстати сказать, к началу 1886 г. в Тарбагатае всех Федотовых насчитывалось 119 человек (63 мужчины и 56 женщин). Через 10 лет, в 1895 г., в этом селе имелось 17 домохозяйств Федотовых, а в 1916 г. — 27, в их числе Ермил и Феофан Ивановичи, Амвросий Феофанович184.

В списке тарбагатайских ратников призыва ополчения первого разряда селения Тарбагатайского призыва 1901‒1902 гг. числится «Федотов Амвросий Иванович на лицо». Надо полагать, что именно в это время Амвросий женился на девушке Марье из крестьянской семейской среды староверов-поповцев Десятниковского села Тарбагатайской волости Верхнеудинского уезда Забайкальской области.

В 1917 г. по решению Временного правительства в России проводилась сельскохозяйственная подворная перепись. В селах Забайкалья она прошла в июле — сентябре этого года. В Национальном архиве Республики Бурятия сохраняются подворные карты практически всех индивидуальных крестьянских хозяйств. Эти карты несут поистине бесценную информацию о социально-экономическом состоянии дореволюционной забайкальской деревни.

В подворной карте под номером 345 записана фамилия хозяина «Чибунин Амвросий Феофанович». Как видим, это была очевидная описка заполняющего карту, так как в Тарбагатае не только среди Чебуниных, но и среди всех его жителей Амвросия Феофановича, кроме Федотова, не было. Да и номер карты соседствует с картами других Федотовых. Нельзя не заметить, что возраст хозяина Амвросия Феофановича указан 36 лет, что практически совпадает с данными документа 1886 г. Сведения, содержащиеся в карте, свидетельствуют о составе семьи, ее экономическом состоянии и занятиях. У вдового Федотова А. Ф. на руках были 13- и 11-летние дочери. Семья имела два душевых земельных надела в общине, располагая двенадцатью десятинами пахотной земли и одной десятиной сенных покосов. Под посевом, как практиковалось всеми тарбагатайскими землепашцами, было занято половина пашни, в том числе яровой пшеницей было засеяно I десятина, яровой рожью — 4,5, овсом — 0,3 и под огородом было занято 0,2 десятины. Вторая половина, также 6 десятин, находилась под парами. Усадьба занимала 0,3 десятины. В хозяйстве имелось 12 голов скота, в том числе три лошади, из них 2 рабочих, 2 коровы и 2 теленка, три овцы и два ягненка, одна свинья. Всю работу: пахоту, посев, подъем паров, уборку урожая, заготовку кормов, уход за скотом семья выполняла самостоятельно, без найма рабочей силы.

Таковы новые документальные сведения дореволюционной биографии епископа Афанасия. Его деятельность с 1919 г. до трагических событий весны 1938 г. достаточно полно освещена в имеющихся публикациях.

20 октября 1937 г. обвиненный в незаконной религиозной деятельности отец Афанасий был арестован и увезен в Улан-Удэ, где провел в заключении более полугода. 16 марта 1938 г. Федотов Амвросий Феофанович был осужден по статье 58 за контрреволюционную агитацию и пропаганду и приговорен высшей мере наказания (расстрелу). Приговор был приведен к исполнению 18 апреля 1938 г. Только спустя более чем полувека он был реабилитирован посмертно ввиду отсутствия состава преступления.

20 июля 2002 г. в селе Тарбагатай при многолюдном стечении земляков и многочисленных гостей была открыта мемориальная доска в память епископа Афанасия — нашего славного земляка — Федотова Амвросия Феофановича, память о котором является нетленной.

 

В.М. Пыкин

 

 

Поделиться: