Государственная власть не могла признать равночестность старого и нового богослужебных обрядов. Снять клятвы, наложенные на дониконовский церковный обряд, мог только Всероссийский Поместный Собор, обладающий теми же полномочиями, что и Освященный Собор 1666 — 1667 гг.
Вопрос об отмене клятв подвергался обсуждению на Первом и Втором Всероссийских съездах православных старообрядцев (единоверцев) в 1912 и 1917 гг. Однако Поместный Собор 1917/1918 гг. работал в таких экстремальных условиях и решал так много накопившихся проблем, что в старообрядческом вопросе успел только уточнить статус единоверия, учредив единоверческие викариатства в ряде епархий. Собор предусматривал составление особого послания к старообрядцам с призывом к миру, единению, взаимной любви и забвению прошлой распри. Послание должно было убедить старообрядцев в том, что Православная Церковь равночестно почитает и принимает старые обряды и книги первых пяти российских патриархов. Однако Собор был вынужден завершить свою работу, и послание не было составлено.
В условиях гонений и репрессий духовное единение всех христиан, исповедовавших православие, было чрезвычайно необходимо. Поэтому и в эти крайне тяжелые для церкви годы процесс сближения со старообрядцами Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) официально заявил о снятии клятв большого Московского Собора на дониконовский богослужебный обряд.
Важный шаг в примирении со старообрядцами был сделан постановлением Священного Синода РПЦ 16 декабря 1969 г. Священникам было разрешено в случае необходимости совершать над старообрядцами церковные таинства. Инициатор этого постановления митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), сделавший на Поместном Соборе 1971 г. обстоятельный доклад «Об отмене клятв на старые обряды». Позиция митрополита Никодима была поддержана Поместным Собором 1971 г., утвердившим «синодальное определение 1929 г.:
1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 г. о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 г. об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и в особенности к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 г. об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы «яко не бывшие»».
Однако решения Собора 1971 г. не привели к вхождению старообрядцев в Русскую Православную Церковь, поскольку уступки были односторонними. Если с точки зрения церкви последователи старых обрядов перестали быть еретиками, то для старообрядцев-беспоповцев Русская Православная Церковь продолжала оставаться если и не прямо еретической, то все же находящейся в гибельном заблуждении. Но решение Поместного Собора 1971 г. способствовало сближению старообрядчества с Московским Патриархатом. С одной стороны, старообрядцы увидели в РПЦ единственного союзника в христианском воспитании русского общества. С другой — среди православных усилился интерес к древнерусскому богослужебному строю, к неискаженной наслоениями нового времени духовной и культурной традиции русского православия.
Следующим шагом к сближению РПЦ со старообрядчеством стал Поместный Собор РПЦ 1988 г., принявший обращение «ко всем держащимся старых обрядов православноверующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», где старообрядцы названы «единокровными и единоверными братьями и сестрами».
В 1990-е — начале 2000-х гг. взаимоотношения между РПЦ МП и старообрядческими организациями существовали на уровне личных встреч их представителей. Это подтверждают слова бывшего главы РПСЦ митрополита Московского и всея Руси Алимпия: «Официальных отношений с Московской Патриархией Старообрядческая Митрополия не имеет». Последнее официальное послание Старообрядческая Митрополия направила в Московскую Патриархию в 1993 г. и до сих пор не получила ответа. Неофициальные контакты поддерживаются.
В июне 1999 г. в Отделе внешних церковных сношений РПЦ, в рамках исполнения решения Священного Синода от 29 декабря 1998 г., которым была признана «важность развития и углубления сотрудничества между РПЦ и Старообрядчеством для укрепления традиционных духовных ценностей и норм жизни нашего общества», состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с делегацией Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. На встрече были обсуждены пути устранения негативного отношения к применению в православном богослужении старого и нового обряда.
В 2004 г. в РПЦ МП при Отделе внешних церковных связей решением Архиерейского Собора была создана Комиссия Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. Ее задачи — обобщение опыта деятельности старообрядных приходов, выявление проблем и содействие их участию в общецерковной жизни, издательской, информационной, образовательной и культурной деятельности. Создание комиссии позволило выйти на иной уровень взаимоотношений: стали проводиться регулярные рабочие встречи и консультации с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви, с руководством Московской поморской старообрядческой общины. В мае 2004 г. состоялась первая официальная встреча первоиерарха РПСЦ Андриана (Четвергова) с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Это положило начало диалогу между РПЦ МП и РПСЦ. 3 марта 2006 г. — встреча митрополита Кирилла с делегацией Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе со старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием.
23 октября 2009 г. в Москве прошел Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. С докладом на нем выступил митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Он коснулся взаимоотношений старообрядцев с Русской Православной Церковью: «Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московским Патриархатом, но не для того, чтобы достичь вероучительных компромиссов, а чтобы способствовать возрождению духовнонравственных традиций нашего народа через осмысление причин и отрицательных последствий раскола».
19 ноября 2010 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по приглашению митрополита Корнилия посетил старообрядческую митрополию, расположенную в Рогожском поселке. Участники встречи отметили, что большинство представителей РПСЦ нацелены на продолжение диалога с РПЦ МП.
Развиваются отношения между РПЦ и Русской Древлеправославной Церковью. Регулярно проводятся рабочие встречи, в том числе с ее предстоятелем патриархом Александром (Калининым). Представители двух старообрядческих иерархий приняли участие во всемирном религиозном саммите в Москве. Интересна оценка встреч, данная митрополитом РПСЦ Корнилием: «В целом я доволен такими встречами. Они помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчужденности в отношениях между нашими конфессиями. Вероучительных тем мы не касаемся. Встречи проходят в сугубо деловом ключе. Решаются вопросы о передаче церковных зданий, предметов церковного обихода и т.п.».
Начиная с 2011 г. в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Интересно проведение в г. СанктПетербурге конференции «Старый обряд: XX в. в лицах», которая организуется миссионерским отделом СанктПетербургской епархии РПЦ.
Православная Церковь (МП) и Древлеправославная церковь Бурятии предпринимают шаги к диалогу, их сотрудничество в настоящее время происходит в социальной сфере.
С.В. Васильева
Поделиться: