В 2022 году исполнилось 100 лет со дня рождения Гуслякова Георгия Ивановича - Героя России, уроженца семейского села Большой Куналей Тарбагатайского района.
В данном материале пойдет речь о ратных подвигах, юности, молодости и жизни земляка.
У Гуслякова Ивана в Большом Куналее в большой семье, кроме девиц-красавиц, было три сына - Степан, Георгий и Платон - крепкие и работящие парни. Редко какая девушка не заглядывалась на красивых Гусляковых. И статью Бог не обидел и умом. А уж какая была у них хватка и удаль молодецкая - пером не описать. И балагуры и весельчаки, что называется - душа компании. Семья у Гусляковых была на зависть всем! Именно это злое чувство и стало причиной навета, из-за которого в 1937-м году главу семьи арестовали. Пришлось братьям повзрослеть раньше времени. Юный Гоша всё-же учебу не бросал, больше всего любил чтение - книгами зачитывался до зари. После школы решил учиться дальше, несмотря на трудности семьи - поехал в Ленинград. Однако поступить было не суждено, пришлось идти работать на авиационный завод, тем более к технике тянуло Георгия еще в родной деревне. Сметливый парень быстро освоил специальность монтажника. Подумывал уже о поступлении в техникум при заводе, все больше нравилось ему быть причастным к рождению крылатых машин. И вот, как снег на голову - война…
Настоящая война для молодого Георгия начнется чуть позже, а пока, в 1941 - пришлось эвакуироваться с заводом в Башкирию. Силой неуёмного характера добился Георгий отправки в армию. Но военкомат отправил в Одесское общевойсковое военное училище. Наскоро обученные юноши были спешно отправлены на фронт защищать Ленинград. И вот здесь началась настоящая жестокая кровавая мясорубка - война без прикрас. Георгий стал наводчиком 76-миллиметровой пушки.
В августе 1942 года Георгий защищает уже Сталинград. В одном из боёв предательский осколок вывел из строя молодого солдата. Началась борьба за жизнь, госпиталь, бинты и бесконечная боль, которая не только не сломила, но еще более настроила на борьбу за свободу человечества. После выписки из госпиталя снова попадает Георгий на учебу теперь в 26 –м учебном танковом полку в Ульяновске - становится механиком-водителем. Получив прямо на уральском заводе, новенький Т – 34, прибывает на 1-й Украинский фронт, в прославленный 69-й танковый (впоследствии Сандомировский) полк Краснознаменной гвардейской 21-й механизированной бригады. Первые бои, в которых он участвовал уже в качестве танкиста, были под Фастовом и Казатином. Здесь и получил свою первую солдатскую награду – орден Славы III степени.
В конце 1943 года состоялся бой за город Казатин. Немецкие части укрепились на окраинах города, превратив каменные здания в доты и дзоты. Читаешь наградной лист и не верится, какой жестокой была война: если ты не выживешь, значит выживут тебя. О подвиге танкиста говорится: «В боях за город Казатин сержант Гусляков, ворвавшись на своем танке на одну из улиц города, гусеницами подавил до 20 гитлеровцев, 3 мотоцикла, 4 автомашины с пехотой. Всего экипаж уничтожил 2 средних танка, 3 орудия ПТО, миномет, 3 крупнокалиберных пулемета и до 100 гитлеровцев».
Через несколько месяцев пытаясь отвоевать у врага свою жизнь, танкист уничтожил на своем пути всё, что только мог. Как-то Георгий Иванович сказал: "Не за ордена и медали боролись, а за жизнь и свободу, защищали Родину от ненавистного врага!" Читаешь свидетельства тех лет - наградные листы и веришь - действительно - боролись за жизнь - не на жизнь, а на смерть!
Военная судьба Георгия Ивановича выдалась на редкость удачливой. Сочетание таких качеств характера, как смелость, решительность, хладнокровие, упорство и выдержка позволили решать практически невыполнимые задачи - быть одним из первых в наступательных операциях, не бояться быть поверженным, стремиться вперед! 12 машин сменил отважный танкист за свою военную жизнь, а сколько раз он мог быть убитым - не сосчитать вовсе! Можно долго переписывать подвиги Гуслякова Г.И. из наградных листов, но интереснее почитать эти бесценные свидетельства войны самим, написанные тогда - в дни великого противостояния.
Победный 1945 год Георгий Иванович также встретил в танке, лихо мчась по Европе! Читаешь эти пожелтевшие страницы и кажется, будто это было не 75 назад, а вчера! Еще слышна канонада пушек и веет дымом войны... Не забыть эти тяжелые мгновения - никогда не забыть!
В начале марта 1945 года в полк, измотанный беспрерывными сражениями, пришло пополнение – новые боевые машины, экипажи, еще почти не нюхавшие пороха, но неудержимо рвавшиеся в бой. Получил новый танк и Георгий Иванович. Началась последняя, самая, пожалуй, кровопролитная битва за все годы Великой Отечественной войны – штурм Берлина, столицы гитлеровского рейха.
… Командир полка долго вглядывался в белесый, пропитанный дымом пожарищ рассвет, наконец, оторвался от стереотрубы и легко выпрыгнул из окопа НП стрелковой части. «По машинам!» - раздалась команда, и экипажи бросились к своим танкам. Взревели моторы, полетели на землю маскировочные сети, низкое небо вспорола ракета. И, разламывая глинистые брустверы траншей, сквозь проходы в минных полях танки рванулись вперед. Там, прямо по курсу, на Зееловских высотах уже заговорила вражеская артиллерия. Труден был этот путь к Берлину через начиненный до отказа огневыми средствами район Зееловских высот. Но его надо было пройти и победить. Черными молниями проносились над «тридцатьчетверками», «КВ» и «ИСами», идущими в атаку, стремительные «летающие танки» - штурмовики ИЛ-2. И там, куда они обрушивали свой бомбовый запас, клубился дым. Горело все, даже камни, бетон, земля, подожженные термитными снарядами. Казалось снова возвращается ночь, пронизанная трассирующими струями крупнокалиберных пулеметов. Гарь забивала легкие, видимость была ограничена несколькими метрами. И какое же надо было иметь нечеловеческое чутьё, чтобы вести вперед бронированную громадину!
Георгий Иванович напряженно вел танк, ловко использовал складки местности, временами морщась, как от зубной боли, когда под гусеницами негромко хлопали «лягушки» - немецкие противопехотные мины. И вдруг поймал себя на том, что поет. Да, под бешеный аккомпанемент дизеля поет «Интернационал». «Это есть наш последний и решительный бой!» Слова бились в голове, сплетаясь с мыслями о том, что и ведь и вправду начался последний и решительный бой… Он только растянулся во времени, этот бой. Он складывался из больших и малых сражений в самом Берлине, куда танк Гуслякова ворвался через пригород. После форсирования Шпрее рота повела наступление на имперский аэродром.
30 апреля на Радомарштрассе какой – то затаившийся в развалинах здания фашист поджег фаустпатроном танк Гуслякова. Оглушенный взрывом, он успел круто развернуть машину и проутюжить берлогу вместе с потерявшим от страха рассудок гитлеровцем. Выбравшись из танка, собрав все силы, он взобрался на башню и с теми, кто остался в живых, вытащил погибшего командира танка лейтенанта Попова. Ранены были осколками радист Кузьма Шемонаев, заряжающий Сибгат Вахитов, стрелок Сергей Хованов. У всех ожоги. «Тридцатьчетверка», перегородив улицу, горела… Клубился дым, гремели пушечные выстрелы, автоматные очереди хлестали по стенам полуразрушенных домов. До желанной Победы оставались считанные часы. Но как же трудно было дожить, дойти до этого долгожданного часа!
За этот подвиг Георгий Иванович был представлен к званию Героя, но лишь спустя полвека награда была вручена.
В августе 1945 года Георгий всё же направляется на учебу в Военно – политическое училище в г. Горький. Демобилизовался из вооруженных сил только в 1947 году. Возвращение домой принесло осознание того, что нужно работать здесь и поднимать родную землю из руин. Послевоенная жизнь принесла новые заботы. Вернувшись с фронта, молодой Георгий привел в порядок дом, двор и хозяйство. А дальше в порядок суждено было приводить культуру. Благодаря заслуге Г. И. Гуслякова знаменитый Большекуналейский хор достиг небывалых высот в послевоенное время - о семейских певцах и певицах услышала вся страна - хор принимал участие в многочисленных концертах, ездил на гастроли. Дом культуры стал для Георгия Ивановича вторым домом. Здесь же нашлась подруга жизни - Ксения, с которой прожили душа в душу около 50 лет! В семье выросло трое сыновей – Николай, Павел и Иван.
В дальнейшем Георгий Иванович трудился председателем колхоза «Коммунизм» («Авангард»), директором Тарбагатайского быткомбината. И везде был на хорошем счету - отдавал работе себя всем сердцем и душой!
В феврале 1994 года Указом Президента Российской Федерации №400 от 28 февраля Б.Н. Ельциным Гуслякову Г. И. было присвоено звание Героя Российской Федерации.
На торжестве, посвященном вручению звания директор Большекуналейской средней школы Г. Х. Степанов попросил разрешения у Георгия Ивановича назвать школу именем героя, на что получил добро; школа сегодня носит имя Героя. В 2005 году в селе Большой Куналей был установлен памятник Георгию Ивановичу Гуслякову.
В дополнение хочется сказать о том, что братья Георгия Ивановича также воевали и завоёвывали мир - отважно и бесстрашно. Старший брат – Степан Иванович, старший сержант, наводчик орудия, пал смертью храбрых 26 июля 1944 года, освобождая от фашистской нечисти Прибалтику. Платон Иванович, лихой командир взвода автоматчиков, воевал на Ленинградском фронте, отличился в боях под Выборгом и был награжден орденом Боевого Красного Знамени. После войны работал на Улан-Удэнском мясокомбинате.
Георгий Иванович ушел от нас в 1998 году. Вечная память славным воинам Большого Куналея!
Поделиться: