Хасурта, Хоринский район РБ
Хасурта — по-бурятски «хасуртай» — ельник.
Всех крещеных бурят из разных родов Хоринского ведомства «приводили к оседлости» и селили по долине реки Курбы, в урочищах Хасуртай, Уныгытей, образовав в Хоринской Степной Думе особое родовое управление — Курбинское отдельное общество. На протяжении всего XIX в. хасуртайские и унэгэтэйские инородцы продолжали принимать к себе в общество оседлых людей из других родовых управлений, делились с ними пахотными и покосными землями. Государственных же крестьян принимать к себе на поселение они никак не хотели.
Сказано: «Деревня Хасуртай — раскольников до 90 человек. У Мартынова отец из бурят Хоринского ведомства. Семен Занадворов из бурят Батанайского рода, крещен на 22 году от рождения около 1812 г. Павел Бурдуковский из бурятов на 10-м году был крещен при воспитателе Миките Бурдуковском, женатом на раскольнице. В Хасуртае уставщик Яков Казазаев. Обучал детей Ефим Баланцов, находящийся на пропитании в Хасуртае».
Предки Вахрушевых, Бурдуковских, Мартыновых, Малковых, Салтановых и Серпионовых являются самыми первыми поселенцами в Хасуртаевском урочище, (по мнению И.А. Асалханова, к 1804 г.). Естественно, своей православной церкви в такой лесной глуши они не имели, а были причислены к приходу Верхнеудинской Спасской церкви.
В 1812 г. из Батанайского рода был переведен в Хасурту новокрещеный Семен Занадворов, который поселился рядом с усадьбой Ивана Мартынова и также перешел в раскол. Примерно к 1815 г. из Мухоршибири был причислен к Хасуртаевскому селению оседлый Григорий Петряков, который перешел из православия в старообрядчество. В конце концов, большинство крещеных в «православие» инородцев было «совращено» в раскол. Не изъявили желания и остались в «православном» вероисповедании только Вахрушевы и Малковы. За ними закрепилось местное название «карымы».
Хасурта продолжала заселяться староверами-переселенцами из Куйтуна. Так, в начале 1828 г. крестьяне-старообрядцы Куйтунской слободы Тарбагатайской волости в числе 22-х душ изъявили желание поселиться в Кульском отдельном обществе, так как население Куйтуна стремительно росло, а пахотной и сенокосной земли не хватало. Названные крестьяне-старообрядцы переселились и начали строиться в Унэгэтэйском инородческом селении.
Летом этого же 1828 г. вторая партия куйтунских старообрядцев перекочевала на таёжную речушку Хасуртай и подселилась к местным инородцам. Образовалась настоящая улица с порядком крестьянских изб, растянувшихся вдоль речки на целую версту. Жители Хасурты, те и другие, уживались между собой мирно, так как большая часть исповедовала одну и ту же религию — старообрядчество.
В 1844 — 1845 гг. со стороны господствующей Синодальной церкви была предпринята попытка привести старообрядцев Хасуртаевского селения к единоверию. Но спаянная крепкой верой и стойкими убеждениями община проигнорировала «никонианцев».
Примерно в 1860 г. в Хасуртаевское селение была причислена инородческая старообрядческая семья Брылевых, переселённая из Мухоршибири. Алексею Максимовичу Брылеву с сестрой Акулиной была отведена земля под постройку дома в нижнем краю деревни, за домами Вахрушевых. В 1874 г. к крестьянскому обществу Кульским волостным правлением приписали крестьян-старообрядцев Жиримского селения Тарбагатайской волости Ульяна Ивановича Русина (45 лет) и его жену Степаниду Кирилловну (43 года). Указом Областного правления от 30 сентября 1884 г. за 3212 причислено к Хасуртаевскому селению 15 человек, освобожденных от работ ссыльных каторжных, которые были поселены на землях инородцев. Многие обзавелись семьями, например, Влас Хорошунов, Михайло Роговой. А ссыльнопоселенцы Арсений Зубов и Иван Злобин женились на семейских женщинах и перешли в старообрядчество.
В 1894 г. был составлен Проект раздела земель, причем с обоюдного согласия, оседлые инородцы и крестьяне Хасуртаевского селения остались в общем пользовании, унэгэтэйские же крестьяне разделились с оседлыми инородцами.
Оба общества Хасуртаевского селения имели своих старост, отдельно решали хозяйственные и земельные вопросы, которые нередко приводили к междоусобным конфликтам и постоянным спорам о земле. Но если административно жители села делились на разные общества, то в религиозном отношении просматривалась иная картина. С приходом куйтунских крестьян-переселенцев на берег таёжной речки Хасуртай была принесена высокая духовная культура старообрядцев, патриархальный бытовой уклад, просвещение, пусть даже не светское, а церковное. Предводитель общины Яков Казазаев был поставлен уставщиком на новом месте. В своем доме он организовал моленную для всех верующих односельчан.
Старообрядцы-инородцы и старообрядцы-крестьяне входили в один религиозный толк беглопоповцев-часовенных. Они совместно в 1895 г. приспособили пустующий дом под древлеправославную часовню с колокольней, выбрали главного уставщика и проводили совместные богослужения. Детей тех и других старообрядцев обучал церковной грамоте начетчик из инородцев Силантий Осипович Занадворов. В 1902 г. в частном доме Зиновьи Мартыновой было открыто министерское училище, а в 1909 г. построена Хасуртаевская инородческая церковноприходская школа, где обучались дети из старообрядческих и «православных» семей. Разрешались браки между «ясашными» староверами и «хрисьянами». Также было общее старообрядческое кладбище. Оседлые инородцы строили такие же добротные просторные дома с высокими окнами и кружевными наличниками, крепкие амбары, завозни, рубленые стайки. Женщины любили яркие пышные семейские сарафаны. Мужчины носили навыпуск яркие длинные рубахи-косоворотки, перехваченные разноцветными самоткаными поясами.
Межбрачные союзы жителей Хасурты производились не только в своем селе, но и со старообрядцами других окружающих селений: Мухор-Тала, Унэгэтэй, Новая Брянь, Нижние Тальцы, Ташелан, Новая Курба. Православные карымы привозили себе невест из сел с «православным» населением: Кульск, Карбаиновка, Санномыск, Верхние Тальцы, Старая Курба, Унэгэтэй. Год от года, от поколения к поколению оседлые инородцы полностью обрусели и отдалились от бурят. Для своих знакомых друзей из улусов они держали отдельную посуду, угощали заезжих бурят на табуретах возле порога. Не употребляли в пищу конское мясо. Хасуртайцы же переняли у бурят приемы ведения хозяйства, некоторые покрои верхней одежды (курмушка, халат, доха, унты), в говоре использовали множество бурятских слов и диалектов, особенно в названии животных (куцан, иман, ерьгень, ланчак, ярка), местностей (Бильчир, Жиримка, Хуретка, Шибирка, Горхон и т.д.). Хасуртайцы легко овладевали разговорным бурятским и общались на хозяйственно-бытовой основе с коренным населением края.
В.Ф. Иванов
Поделиться: