Тарбагатай, административный центр Тарбагатайского района РБ
Село расположено на речках Куйтунке и Тарбагатайке. Название происходит от бурятского слова «тарбаган» — по-русски сурок, они в большом количестве обитали и обитают в этой местности. На географической карте имеется около дюжины Тарбагатаев. Тарбагатай — наиболее известное по многим литературным и историческим источникам село. Точной даты основания нет, но можно отнести к первой четверти XVIII в. К 1740 г. по численности это была вторая после Куйтуна деревня. В 1744 г. в Тарбагатае была построена Зосимо-Савватиевская новообрядческая церковь, к ней были приписаны все окрестные деревни. В 1746 г. составлены исповедные росписи прихожанам этой церкви, живущим в разных, примерно в 20, селениях. В деревнях Тарбагатайского ведомства проживало более 300 новообрядцев сибиряков. Затем в 1765 г. были приселены старообрядцы, к 30 дворам новообрядцев крестьян-старожилов прибавилось 17 дворов русских старообрядцев. Ныне в этом селе преобладают старообрядцы. К 1824 г. там была построена старообрядческая церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1878 г. крестьянин с. Куйтун Павел Тихнов Шитин, уставщик-поповец, с изрядной суммой денег был отправлен в Россию за беглым попом, но к этому времени в центральной части России появились старообрядческие епископы, рукоположенные митрополитом Босно-Сараевским Амвросием, который присоединился в 1846 г. к христианам старой православной веры. Там Павел Шитин был рукоположен в сан священноиерея (Белокриницкой иерархии) и стал первым распространителем этого направления в Забайкалье. Приехав в Тарбагатайскую волость, он уговорил до десяти человек присоединиться к Древлеправославной Христовой Церкви (с 1988 г. — Русская Православная Старообрядческая Церковь). Священство Древлеправославной Церкви Христовой получило распространение в ряде тарбагатайских сел.
Тарбагатай был одним из основных центров духовной культуры. Здесь служило духовенство официального православия. Отсюда насаждалось единоверие, здесь жили и весьма подготовленные старообрядческие начетчики и уставщики. В церкви и в волостном правлении были сосредоточены многие книжные и архивные богатства, которые, к сожалению, загублены и разворованы.
Из Тарбагатая вышло много выдающихся людей, как из среды сибиряков, так и из старообрядцев.
Большой Куналей, Тарбагатайский район РБ
Село расположено в 22 км от райцентра Тарбагатай и в 75 км от Улан-Удэ. Название села происходит от бурятского слова «хунилаа», что в переводе на русский язык означает «сборка», «складка». В этой местности отроги горных хребтов перемежаются с узкими падями. Основано приблизительно в конце 30-х гг. XVIII в. Первыми из русских здесь поселились семьи Золотаревых и Медведева. Их имена и фамилии имеются в первом списке прихожан Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви за 1746 г. В 1765 г. в село прибыли «новопоселенные ис поляков», старообрядцы, выселенные из пределов Белоруссии, Украины, Польши, — 61 семья из 205 человек.
В 1908 г. 4739 сельчан жили в 782 дворах. В селе работало 27 водяных мельниц и 17 кузниц. В 1920-е гг. была построена паровая вальцовая мельница. В 1988 г. в Б. Куналее 525 постоянных хозяйств и 1476 человек населения. После 1994 г. демографическая картина села резко ухудшилась. Здесь есть средняя школа, Дом культуры. Один из лучших в Бурятии семейских хоровых коллективов носит звание народного, лауреат Государственной премии Республики Бурятия. Известен не только в России, но и за рубежом: во Франции, США, Японии, где хор не раз выступал.
Бурнашево, Тарбагатайский район РБ
Точная дата основания села неизвестна. По материалам Куломзинской комиссии, село основал некто из ясашных инородцев лет 200 тому назад. Возможно, Бурнашев. По данным М.М. Шмулевича, впервые село упоминается в 1760 г. Но, по данным росписи Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви, в первом списке за 1747 год, мы находим фамилию Ивана Козмина сына Бурнашева, 72 года, жене Параскеве 42 г., дети их Андрей, 17 лет, Дарья, 17 лет, Анна, 5 лет. С ними в списке рядом идут Курдюковы, Данило Корнилов, позже в селе окажутся семьи Костроминых, Поповых, Сусловых. Полагаю, что названные ясашные были первопоселенцами на месте Бурнашевой деревни. В 1765 г. в деревне к ним были приселены старообрядцы, приведенные из Польши, в составе 5 душ муж. пола и 4 женского пола, признающих священство; 8 душ муж. пола, 7 — женского пола беспоповцев; то есть 13 мужчин и 11 женщин. В 1795 г. старообрядцев, признающих священство, проживало в 4 домах 15 душ муж. пола и 12 — женского. Беспоповцы проживали в 8 домах, соответственно, 26 муж. пола и 23 жен. пола. В 1845 г. было староверов, признающих священство (в документе — раскольников), семей 27, из них 71 жен. пола и 71 муж. пола. Беспоповцев было 4 семьи, 29 муж. пола, 20 жен. пола.
Вахмистрово, или Нижний Саянтуй, Тарбагатайский район РБ
Дата основания села неизвестна, но первые поселения здесь появились в первой половине XVIII в. Историк Е.М. Залкинд пишет, что в 1740 г. «на Саянтуе стояла деревня в один двор иркутского дворянина Федора Бейтона». Земельные владения дворян Бейтонов на Селенге существовали довольно долго. А в 1837 г. у них покупает сенокосные угодья тарбагатайский (затем пестеревский) крестьянин Федор Иванович Заиграев. Куломзинская комиссия, изучавшая занятия населения Забайкалья, о Саянтуе пишет мало, но упоминает, что его основали рыболовы «лет 100 назад». Это в какой-то мере подтверждает А.П. Васильев: «В конце XVIII в. жившие по Селенге и ее притокам занимались рыболовством: с 1 августа по 15 сентября налавливали неводом омулей и хайрюзов на целый год».
Заудинские казаки в этих местах также владели землею. По одной из версий, от ссыльного казака в чине вахмистра пошло название села. Во время коллективизации казаки переселились в Вознесеновку. В 1869 г. в Саянтуевском селении проживали 82 человека муж. пола и 96 жен. пола. Сейчас село разрослось.
Верхний Жирим, или Шариха, Тарбагатайский район РБ
Дата основания деревни неизвестна, но Верхний Жирим основал кто-то из Шариных. Эта фамилия нередко встречается в архивных документах и в исторической литературе. Шарин — селенгинский дворянин, назначенный штабофицером и инструктором формируемого нерегулярного войска. Он был командирован в бурятские улусы для привлечения бурят к несению пограничной службы. При поселении семейских деревня названа Чиримской и разделена на две части. В одной поселены старообрядцы, признающие священство, в другой — беспоповцы. По 4-й ревизии старообрядцев-поповцев состояло 3 муж. п. и 1 жен. п., беспоповцев — 6 муж. п. и 5 жен. п. В 1845 г. в Жириме 95 муж. п. и 118 жен. п. поповцев жили в 27 семьях; беспоповцы жили в 12 семьях — 43 муж. п. и 35 жен. п.
Верхний Саянтуй, Тарбагатайский район РБ
Расчистка земли под пашню в пади Саянтуй надеинскими крестьянами началась во второй половине XIX в. Причем они часто захватывали землю казаков, в чьих владениях она находилась до 1896 г. После, по межеванию с казаками, земля поступила во владение надеинского общества. Возможно, первоначально на этом месте были дачи заудинских казаков. Позже село образовалось из заимок надеинских крестьян Хомяковых. Заимки разрастались, их количество увеличивалось. Приезжие крестьяне стали возводить дома, корчевать тайгу, расширять пашню. В 20 — 30-е гг. ХХ в. поток переселенцев усилился. Верхний Саянтуй в 1936- м стал именоваться населенным пунктом. Был образован колхоз.
Десятниково, ранее Михалевка, Тарбагатайский район РБ
Название, возможно, происходит от «десятник» — звание казачьего служивого. Варианты: от месторасположения (деревня находится в 10 верстах от Тарбагатая); или от того, что здесь поселили 10 дворов (семей) старообрядцев. Иногда десятком называли всю деревню, всю общину, весь сельский мир. В документах встречаются и другие названия деревни: Десятниковая, Десятницкая, Десятниковская.
Точная дата основания села неизвестна. Надо полагать, что в 1740 г. деревня уже существовала. Основали ее Михалевы. В росписях за 1746 г. имеется несколько фамилий этого рода. В 1766 г. Михалевы проживали в 7 домах. В 1839 г. здесь жили 205 муж. пола, 220 жен. пола. Старообрядцев, не приемлющих священство, — 32 и 44 соответственно. В марте 1869 г. старообрядцев 450 муж. пола, 473 жен. пола (вероятно, учтены поповцы и беспоповцы); единоверцев 19 муж. пола и 20 жен. пола; православных 100 и 74 соответственно.
Кордон, Кардон, Тарбагатайский район РБ
Название связано с существованием на этом месте заградительного поста охраны. Здесь находился пересыльный арестантский пункт. Вот почему и названо Кордоном. По воспоминаниям жителей, село возникло из заимок тарбагатайских крестьян Гордеевых. Деревня стала заселяться в начале XX в. из разных окрестных сел. В начале 1930-х здесь проложили железнодорожную ветку и начали строительство моста через реку Селенгу. Строили в основном политзаключенные и другие ссыльные люди. Мост планировали поставить выше на 2 км от села, но съемщики-топографы определили, что лучше строить в районе села. Часть жителей была в 1936 — 1938 гг. переселена в Куналейский поселок, ныне Солонцы, т.к. через их дворы должна была пройти железная дорога.
Ф.Ф. Болонев
Куйтун, Тарбагатайский район РБ
О возникновении села точных документальных данных не имеется. По рассказам жителей, записанных в конце XIX в., Куйтунская деревня была основана в 1689 г. Население ее состояло «частию из инородцев-бурят (буряты и дали название месту Куйтун по-братски «Куйтунбайна», значит холод) и казаков, частию из переселенцев из других мест европейской России…» «Особенно раскольники населялись «семьями», отчего и называются «семейскими». (Забайкальские епархиальные ведомости, 1901 г.). Это одно из ранних поселений Тарбагатайской земли.
В 1765 г. в Куйтуне к 30 дворам новообрядцев-старожилов были поселены старообрядцы, размещенные в 40 дворах в количестве 205 муж. пола и 192 жен. пола. В 1795 г. старообрядцев — 75 домохозяев. С 1766 по 1795 гг. из Куйтуна отселились ряд семей старообрядцев в деревни Надеино и Новая Брянь.
До 1896 г. в Куйтунском приходе не было никакой школы. Детей учили по домам чтению и письму. В 1896 г. для школы был приспособлен купленный на средства потомственного почетного гражданина Николая Ивановича Голдобина старый обширный дом и открыта школа грамоты. Затем она была названа церковно-приходской. По просьбе попечителя школы новообрядческий епископ Забайкальский и Нерчинский Георгий ходатайствовал о присвоении школе наименования в честь императрицы Марии Федоровны, школа стала называться Куйтунскою-Мариинскою.
В названной школе «в 1899- 1900 учебном году обучалось мальчиков 31 и девочек 6 человек, из них: новообрядческого православного вероисповедания 33, православного старообрядческого 3, иудейского 1, крестьянского сословия 31, духовного 1, военного 3, мещанского 1, поселенческого 1 человек». (Забайкальские епархиальные ведомости, 1901 г.). До 1924 г. в селе была двухкомплектная школа, размещающаяся в здании пожарки. В 1928 — 1929 гг. она стала четырехкомплектной. В 1931 г. построена первая школа, через год преобразованная в семилетнюю.
Во время войны в селе было два колхоза: им. Ворошилова и им. Молотова, позднее — колхоз «Рассвет». Впоследствии колхозы «Рассвет» в Куйтуне и «Искра» в с. Надеино объединили в единое коллективное хозяйство с названием «Искра».
Ф.Ф. Болонев
Нижний Жирим, Тарбагатайский район РБ
То, что на месте Нижнего Жирима кочевали буряты, закрепилось в названии гор: Цэрэнка, Эрдэнэйка. Само название села вполне могло произойти от бурятского «жэрэм», что означает «седельная подпруга, обшитая тканью». По дороге из Тарбагатая перед хребтом Харабчин ослабляли «жэрэм», а спустившись, подтягивали. В «Ведомости, учинённыя со взятых от посельщиков старообрядцев объяснении, кои единогласно показали, что все они выведены в прошлом 1764 г. из Польши...», в графе «Чиримской деревни» записано: «Поселение их наперво в разных селениях…. Потом переведены на речку Чирим под названием Чиримской деревни». Из графы «которых годов поселены в Забайкалье» явствует 1765 г. Число душ при поселении 1 муж. и 1 жен. По 4-й ревизии (1783) значилось уже 3 муж. и 1 жен. душ. В одной части деревни жили старообрядцы, приемлющие священство, в другой — беспоповцы, беспоповщина. В 1839 г. в Жиримовском селении проживали старообрядцы, приемлющие священство, — 89 муж. п. и 89 жен. п.; староверов, не приемлющих священство, — 89 муж. п. и 93 жен. п. В 1919 г. профессор А.М. Селищев отмечал: «В Нижнем Жириме 240 домохозяев: из них 40 принадлежат безпоповцам-поморцам, столько же безпоповцам вообще, 115 — поповцам. Всего здесь старообрядцев 1118 человек».
Ф.Ф. Болонев П.Ф. Калашников
Николаевский поселок, Спиртозавод, Тарбагатайский район РБ
Его основание связывают с постройкой в этом месте винокуренного завода. Местные краеведы пишут: «Поселок Николаевский начинает свое летоисчисление с 1826 года и назван в честь одного из купцоввладельцев завода Николаева». Между тем более известными владельцами винокуренного завода были купцы И.Ф. Голдобин и П.С. Кобылкин. Ранние архивные документы о постройке относятся к 60-м гг. XIX в. После революции Кобылкин сдал спиртозавод государству. Ему же принадлежал стеклозавод в г. Верхнеудинске. Тоже передан государству. Население поселка формировалось из соседних семейских селений — Куйтуна, Надеино, Тарбагатая, Десятниково, Куналея и др. Крестьяне нанимались на возку и заготовку дров, доставляли на завод выращенное зерно, обеспечивали его основным сырьем. Особый прирост населения поселка наблюдался в 30-е гг. Несомненно, это было связано с усиленной коллективизацией в селах. Фамилии семейских родов преобладают в этом населенном пункте.
Ф.Ф. Болонев
Пестерево, Тарбагатайский район РБ
Точной даты основания села не установлено. Но в росписях 1746 г. Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви среди прихожан записан Тимофей Кузмин сын Пестерев, 26 лет. Эта же фамилия встречается в других селах Хилоцкой вотчины. Население Пестерево в основном состояло из русских старожилов, постепенно пополняющих село новыми подселениями. Но в 30-е гг. XIX в. в село переехал известный предприниматель богатый крестьянин Ф.И. Заиграев, и с ним появилось несколько семей старообрядцев. Так, в Пестерево документально зафиксировано за 1839 год 7 душ муж. пола и 9 — женского, старообрядцев, приемлющих секретное священство. В 1845 г. в селе в пяти домах проживали старообрядцы-поповцы — 5 лиц муж. пола и 12 — женского. Беглопоповцы жили в одном доме, 3 муж. пола и 1 жен. пола, единоверцы — в 1 доме, 2 муж. пола и 3 жен. пола.
Саратовка, Тарбагатайский район РБ
Происхождение названия установить не удалось. В конце XIX в. первую заимку основал и построил крестьянин с. Куйтун Леон Емельянов. Сюда в летне-осенний сезон куйтунские крестьяне перегоняли скот, т.к. в Куйтуне не хватало выпасов для скота. Сначала здесь никто не жил. Первые семьи были Мясниковы, Казазаевы, Заиграевы, Малых, Сапуновы, Черных. Их заимки были здесь с конца XIX в. Люди из Куйтуна перевозили сюда дома, старые амбары и другие постройки. Население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством.
Солонцы, или Куналейский поселок, Тарбагатайский район РБ
Основан жителями семейского с. Большой Куналей в 1920 г. Название Солонцы образовано от солоноватых почв, суглинков, богатых солью. Первоначально было перевезено сюда и построено около 20 домов. В 1936 — 1938 гг. в село переехало несколько жителей из Кардона. Жители занимались сельским хозяйством, выращивали рожь (ярицу), пшеницу, гречиху, овес, расширили сенокосные угодья, держали скот, ловили рыбу и охотились. В 1937 г. по этим землям проведена железная дорога. Была построена станция Шалуты. В 1978 г. началось строительство Шалутского комбикормового завода мощностью 400 тонн в сутки. Одновременно были ведены в эксплуатацию свинокомплекс на 500 голов, котельная, столярная мастерская; построен ряд культурно-бытовых и социальных объектов. Но с 1991 — 1993 гг. в результате наступившего экономического кризиса начинается сокращение производства.
Харитоново, или деревня (слобода) Хилоцкая, Тарбагатайский район РБ
Расположено на берегу реки Хилок, притока Селенги. Это одно из первых поселений на территории Тарбагатайского ведомства. Возникло в конце XVII в. и входило в состав Хилоцкой вотчины Троицкого монастыря. В 1710 г. деревня в архивных документах упоминается как слобода. В 1723 г. в ней насчитывалось 37 дворов. В 1767 г. в Харитоновской деревне были поселены старообрядцы, переведенные из Польши, которых по четвертой ревизии 1782 г. числилось 9 мужчин и 8 женщин. Они стали жить вместе с новообрядцамистарожилами.
В 1772 г. весной, когда вскрылся Хилок, «Харизонову», или Хилокскую, деревню посетил П.С. Паллас. Он отметил: «В деревне имеется около 30 дворов меж коими 2/3 польские колонисты составляют, кои здесь живучи уже лет с шесть еще до сих пор пашнею не завелись, а все старые жители из Иркутской губернии по два пуда на каждую десятину ежегодно давать обязаны. Сеют здесь ярицу, а также и арбузы, кои по садам у поляков (старообрядцев, выселенных из Польши. — Ф.Б.) хорошо удаются». По данным ревизской сказки 1811 г., деревня Харитоново находилась в числе селений Мухоршибирской волости, в селе проживало 53 чел. муж. пола из числа старожилов. К концу 1840-х гг. Харитоново и Барыкино составили одно крестьянское общество, в них числилось вместе 54 двора. В 1844 г. в Барыкинском и Харитоновском селениях проживало старообрядцев 33 муж. пола и 34 жен. пола, 6 человек магометан и 1 человек римского исповедания.
Ф.Ф. Болонев
Поделиться: