Бичурский район

Бичура, административный центр Бичурского района РБ


Крупнейшее село не только в Забайкалье, но и во всей Восточной Сибири, раскинулось на полтора десятка километров по берегам речки Бичурки, впадающей в Хилок. Точной даты возникновения села пока не имеется, но на основе ряда архивных источников можно утверждать, что деревня Бичура основана в начале 1730-х гг. Возникновение первых русских поселений на бичурской земле относится к первой четверти XVIII в. Возникновение села, его заселение и вообще появление русских поселений в бассейне Хилка связано с хозяйственным освоением этих мест. Свою роль здесь сыграл Троицко-Селенгинский монастырь.
В 1704 г. он получил в свое владение самую богатую и самую большую вотчину по р. Хилок, названную Хилоцкой, в 1729 г. — обширные сенные покосы между Чикоем и Хилком. В 1720 г. собственностью монастыря становится верхнехилоцкая деревня Буй. В этом же году Селенгинская земская изба издает указ, по которому пахотные земли и скотский выпуск по левому берегу Хилка до Бичуры и до Кирети переходят во владение названного монастыря.
Нужны были рабочие руки. Начинается более активное заселение этих богатых мест. К 1723 г. в деревнях было поселено 56 человек пашенных крестьян из пришлых гулящих людей, в основном выходцев из Поморья — северных русских городов и уездов. Значительную прослойку составляли крещеные буряты и ссыльные. Так, деревню Еланскую заселили новокрещенные пашенные буряты. Значительное их число было и в других селах — Малом Куналее и Бичуре. Примечательно, что 17 сел по Хилку и Чикою основали жители Селенгинска.
Г.Ф. Миллер в 1735 г. зафиксировал «русские деревни Селенгинского ведомства а имянно по Хилку». Среди них он перечисляет деревни: «Елань Троицкого монастыря Бичюрская того ж монастыря по левой стороне от берегу верстов в 5, а от Елани деревни в 15 над речкою Бичюрою, которая впала в Хилок. Куналейская — тово ж монастрыя на левой стороне от Бичюрской деревни верстов в 15». Далее в документе перечислены Красная Слобода, Монастырский дворец, Буйская деревня и др. Как видно, деревня Бичюра (Бичура) в системе хилоцких поселений уже существует, по всей вероятности, с начала 1730-х гг. В 1737-м в ней было 6 дворов.
Интересные и ценные данные о начальном переселении старообрядцев в Бичуру и о росте их населения за более чем полстолетия собрал П.А. Ровинский. Он использовал материалы ряда волостных архивов, которые со временем не сохранились. По статистическим данным его статьи, в 1860 г. старообрядцев 1178 муж. пола и 1258 жен. пола, православных сибиряков 172 муж. пола, 102 жен. пола. С 1808 по 1860 гг. население Бичуры увеличилось в 4,5 раза. С 1830 по 1860 гг. число старообрядцев выросло почти вдвое, сибиряков-старожилов — почти в 1,5 раза.
Много внимания селу Бичура уделил М.И. Орфанов. Староверы, приведенные сюда из Черниговской и Могилевской губерний, развели хлебопашество, которое сделало всю эту местность «неисчерпаемой житницей всего Забайкалья и далекого Амура». Семейские, по его оценке, сохранили свои бытовые черты во всей их чистоте. Они «рук не покладают, а работают, по признанию их же соперников, старожилов, за пятерых каждый и потому сравнительно со своими соседями русскими и бурятами являются богачами. Главное их сосредоточие с. Бичура имеет в длину до 9 верст».
По данным Ю.Д. ТалькоГрынцевича, в 1894 г. в Бичуре было уже 700 домов, и население составляло более 5 тыс. человек. Село протянулось на 11 верст. В этноконфессиональном плане бичуряне представлены в значительном преимуществе старообрядцами — 90%, а также старожильческим православным населением — 10%. Это соотношение практически не изменялось на протяжении всей дореволюционной истории села.
В целом за период с 1795 по 1860 гг. численность семейских в Бичуре выросла в 17 раз. Такого высокого прироста не было отмечено нигде во всей истории народов Сибири. В основе интенсивного роста численности населения села были крепость семейно-брачных отношений и высокая рождаемость, которые закреплялись религиозно-этическими нормами. Но непризнание научной медицины приводило к очень высокому уровню детской смертности.
Стремительный рост населения, недостаток земли в крестьянских хозяйствах стали причиной миграции. Бичура была одной из «плодущих маток», жителями которой в начале ХХ в. было основано несколько новых селений: Мотня, Новосретенка, Петропавловка, Покровка. Часть бичурян укочевала на Амур и Приморье. Численность населения продолжала расти и позднее. На начало 1919 г. в Бичуре жило около 7000 человек. Еще в 1950-е гг. установка на высокий уровень рождаемости имела место. В 1960 — 70-е показатели прироста населения были выше среднереспубликанских и среднесоюзных. И даже в 1980-е продолжался прирост населения села, хотя его темпы снизились. Максимальный показатель численности населения села — 11783 человека в 1995 г. С 1996 г. наблюдается убыль населения. В 2008 г. — 9798 человек. Отчасти убыль населения села сдерживается притоком жителей из малых сел. Бичура остается самым крупным сибирским селом с самым длинным в мире сельским проспектом (ныне ул. Коммунистическая), занесенным в Книгу рекордов Гиннеса.
До революции в старой Бичуре была одноклассная церковно-приходская школа, а вторая школа — в доме Филиппа Исаева. В этом же доме после проходил первый съезд Прибайкалья. Сейчас этот дом в Новосретенке, которая начала заселяться в 1919 г.
Ф.Ф. Болонев Е.Д. Федотова

Билютай, Бичурский район РБ

По архивным доку ментам, найденным известным этнографом А.А. Лебедевой в Центральном государственном историческом архиве СССР (ныне Российский государственный исторический архив (РГИА), село основано в 1815 г. выходцами из Чикоя. Местные краеведы первое поселение в нем старообрядцев относят к началу XIX в.
В начале 1845 г., по данным Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ), обнаруженным Ф.Ф. Болоневым, в Билютае проживало 80 лиц мужского и 85 женского пола, все они отнесены к поповцам. В конце XIX в. была построена Покровская Мирская часовня. Ею ведали уставщики Исаак Куприянович Судомойкин и Семен Леонтьевич Федотов. Часовня имела колокольню, здание было красиво окрашено, внутри много икон. В село заезжали попы, они крестили и венчали. В 1930- х гг. часовню закрыли. В 1923 г. в ноябре начинается школьное начальное обучение, но за неимением отдельного здания ведется в разных крестьянских домах. В 1924-м выделено специальное помещение для школы. Население занималось земледелием, дополнительно разводили лис, свиней, коров, овец, пчел. В дальнейшем образовался здесь совхоз «Билютайский».
Ф.Ф. Болонев

Мотня, или Черемушки, Бичурский район РБ

Мотня — «мешок посредине невода». Образована в 1917 г. выходцами из Бичуры в связи с недостатком земель. Среди первых поселенцев Анфиноген Федотович Афанасьев с сыновьями, Владимир Анфиногенович Афанасьев и ещё 5 братьев. Первоначально это была заимка бичурян. Жили все в одном доме, затем приехал Ипат Анфиногенович с сыновьями. Начали строить дома и отделять по два сына в каждый дом. У каждого из братьев было по 6-7 сыновей. В 1927 году умер самый младших из братьев — Анисим Анфиногенович. Позже сюда переселились другие семьи из Бичуры. Жили все единолично. Землю покупали у бурят, сеяли пшеницу. Обрабатывали землю деревянными плугами, сохами, а молотили молотилами — конями. В доме Анфиногена Федотовича учили детей церковной грамоте. Ипат Анфиногенович купил в Бичуре дом, который оборудовали под часовню. Наставником был он же, молились в основном на великие праздники. В 1930 г. власти стали запрещать верующим собираться и молиться. Ипата Анфиногеновича увезли и дали ему срок, но вскоре освободили по старости. По возвращении домой он умер. Жили в Мотне Луговские, у них была другая вера, так называемая «австрийская», поэтому они молились отдельно.
В 1927 г. жители с. Мотни вступили в колхоз им. Сталина. В 1929 г. в доме Антипа Юдовича Луговского открыли школу.
Е.Т. Савельева

Окино-Ключи, Бичурский район РБ


В архивном документе «О земельных правах Забайкальских инородцев» говорится: «перешедший в русское подданство тайша Окин получил на основании данной от 21 октября 1717 г. во владение с детьми с улусными людьми пустопорожние земли по рекам Чикою и Хилку и по речке Топкой впредь до указу Царского величества. Затем указом из Селенгинской воеводской канцелярии от 8 апреля 1737 г. сыновьям названного тайши — тайше Унагачею и зайсану Дагачею Окиным было представлено владеть землями, отведенными по данной 1717 г. их отцу, кроме имеющихся ныне…» Однако уже недолго спустя со стороны инородцев возникают жалобы на отобрание у них той земли по распоряжению администрации. В делах комиссии Черкасова имеются сведения по поводу возникшего вопроса о наделении крестьян Куналейской волости Ключевского селения из земель, занятых Цонгольскими инородцами, что означенные земли тайши Окина заселены русскими крестьянами. (Материалы Куломзинской Комиссии. Вып. 5).
В 1801 г. Окино-Ключи были в ведении Урлуцкой волостной избы. По селу показано число пахотных душ — 48, т. е. имеющих душевой надел земли; ревизских мужского — 64 и женского пола — 82, всего 146 человек. На 1808 г. в Окино-Ключах проживало 96 душ мужского пола и 110 женского, жили только семейские. На 1809 г. в селе обоего пола было 197 человек. На 1825 г. в Окино-Ключах ревизских душ старообрядцев 144, остальных 28. На 1835 год староверов мужчин 250, женщин 237, новообрядцев всего 17.
С 1835 г. Окин-деревня входила в состав Верхнеудинского округа Куналейской волости, а несколько позже имела самостоятельное волостное правление. В селе было три мельницы и улицы вдоль ключа. В НАРБ в Ф. 382 содержится 401 дело об Окино-Ключевской волости за 1858 — 1917 гг. На 1861 год здесь проживали 387 мужчин и 371 женщина, всего 758 человек. Как и в других поселениях семейских, население росло очень быстро.
Ф.Ф. Болонев Е.Д. Федотова

Петропавловка, Бичурский район РБ


Вплоть до 20-х гг. здесь проживали буряты, занимавшиеся скотоводством. Зимовали в лесу, летом выезжали в степи. По левой стороне реки у них стояли дома-летники. Жительница села Авдотья Ермолаевна Афанасьева (1912 г.р.) вспоминает: «Буряты жили очень богато. Некоторые имели по 5-6 домов, по два амбара, полных зерном, продуктами, кожей. Скота у них было немерено. Когда пришла Советская власть, самые богатые ушли в Монголию». В 1920 г. на правой стороне реки Алтачейки появился первый дом русских. Это из Бичуры приехали семейские — Никон Романович Рябов со своей семьей. Вокруг были нетронутые земли. Вскоре потянулись другие переселенцы из Бичуры за Хилок. В 1922 г. переехали сразу несколько семей. Селиться стали на Петров день, поэтому деревню назвали в честь святых Петра и Павла — Петропавловка.
Е.Т. Савельева

Покровка, Бичурский район РБ


Образована в 1925 г. Переселение семей из Бичуры проходило к Покрову дню.

 

 

Поделиться: