В Манеже Малого Эрмитажа (г. Санкт-Петербург) 18 октября открылась выставка художественного наследия староверов Поморья. Проект приурочен к 330-летию основания Выговской старообрядческой пустыни, крупнейшего духовного и культурного центра Поморья XVIII — первой половины XIX века.
«Художественное наследие жестоко разгромленной в 1855 году Выговской пустыни сохранилось благодаря усилиям собирателей и почитателей искусства. Попав в музей, оно было приумножено и затем возвращено миру в виде научных работ, особым видом которых являются выставки. Эта выставка — пример научного поиска нескольких поколений замечательных музейных работников. Огромный пласт русской культуры становится общим достоянием», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
Выставка содержит почти 200 произведений XVII–XIX веков из фондов музея, которые прошли реставрацию в научных лабораториях Эрмитажа. Экспозиция охватывает все основные виды выговского искусства: икону, рукописную книгу, рисованный лубок, меднолитую пластику и резные изделия по дереву. Большая часть произведений будет впервые показана широкой публике.
Ядро экспозиции составляют почти 60 икон, созданных мастерами Выга. Обширная коллекция Эрмитажа позволяет проследить всю полуторавековую историю развития выговского иконописания, в том числе «золотой эпохи» первой половины XVIII века, когда были заложены основные черты уникального художественного стиля — «поморского пошиба».
Каталог выставки станет первой полноценной научной публикацией обширного материала из фондов Государственного Эрмитажа, связанного с художественным наследием Выговской поморской старообрядческой пустыни.
Подробная информация о выставке
После раскола Русской православной церкви в середине XVII века власти подвергли противников реформ патриарха Никона жестоким гонениям. Приверженцы старой веры считали масштабную правку священных текстов и богослужебных книг «латинской ересью» и предтечей воцарения антихриста. Чтобы окончательно не утратить надежду на вечное спасение, они пустились в бега на окраины русского государства.
С 1670-х годов староверы начинают заселять побережье Белого моря и прилегающие районы. В 1694 году к северо-востоку от Онежского озера, в глухих лесах по верхнему и среднему течению реки Выг (ныне Республика Карелия), старообрядцами-беспоповцами было основано Выговское общежительство.
В период своего расцвета Выгореция занимала обширные территории на Русском Севере, владела рыбными, зверобойными и соляными промыслами на Белом море и на озёрах Карелии. Выговцы вели активную торговлю с крупнейшими городами Российской Империи — от Астрахани до Москвы и Петербурга. Монастырские ладьи доходили до Новой Земли, Канина Носа и Груманта.
Экономическому развитию Выговской пустыни сопутствовал культурный подъём. Произведения местных мастеров отличает яркое своеобразие и единство стиля, которое нашло отражение во всех отраслях творчества: иконописи, рукописной книге, религиозных настенных листах, меднолитой пластике и резных изделиях по дереву.
Обширная коллекция Государственного Эрмитажа позволяет проследить всю полуторавековую историю развития выговского художественного стиля, одного из самых значительных направлений старообрядческого искусства XVIII — первой половины XIX века.
Выставка содержит почти 200 произведений из фондов музея и охватывает все основные виды искусства Выгореции. Большая часть произведений прошла реставрацию в научных лабораториях Эрмитажа и будет впервые показана широкой публике.
Первая половина XVIII века стала «золотой эпохой» для выгорецкой иконописи. Складывается «поморский пошиб» — особый стиль, который отличали лаконичная манера письма, неяркий, сдержанный колорит, графичность тёмных линий и выразительность пейзажей.
Ядро экспозиции составляют почти 60 икон, созданных мастерами Выга. Среди произведений — трёхфигурный Деисус 1730-х годов, снятый со Святых врат Выгорецкой обители, и образ Богоматери Тихвинской первой четверти XVIII века, художественные решения которого заложили основу местной иконописной традиции.
Выговская пустынь была важным центром книжности: здесь переписывали и оформляли рукописи, разрабатывали штампы для тиснения кожаных переплётов. В выголексинском скриптории сложились характерный тип письма (поморский полуустав) и узнаваемая орнаментика, которая восходит к столичному искусству последней четверти XVII века.
На выставке представлены поморские рукописи XVIII–XIX веков. Среди них экземпляры знаменитых «Поморских ответов» — основополагающего полемического сочинения, составленного еще в 1720-е годы Андреем и Семёном Денисовыми в сотрудничестве с братьями Петровыми, где последовательно доказывалась истинность старой веры.
Поиск староверами Выгореции дополнительных способов наглядной передачи информации привёл к возникновению традиции рисованного лубка. «Потаённое» искусство, предназначенное для единомышленников, по своему нравственному и просветительскому смыслу выходило за границы религиозных тем. Тематика рисованных картинок многообразна: среди них есть изображения Выгорецкого монастыря, иллюстрации к назидательным рассказам и притчам из литературных сборников, а также сюжеты с полезными советами.
Неотъемлемой частью старообрядческой культуры является меднолитая пластика. На Выгу это искусство достигло совершенства. Уже в 1710-е годы здесь было налажено литейное производство и сформировался совершенно особый вид медной пластики, который опирался на древнерусские традиции прикладного искусства.
В коллекции Эрмитажа хранятся ранние образцы поморского литья — трёхстворчатые складни «Деисус, с избранными святыми» (так называемые «Девятки») 1719, 1720 и 1721 года. Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери» 1729 года с владельческой надписью купца Ивана Большого — ещё один уникальный экспонат выставки: в настоящее время известно всего три таких предмета, отлитых из серебра.
Эрмитаж обладает внушительным собранием поморских резных и раскрашенных намогильных досок с изображением Голгофы и надписями религиозного содержания. Они выполнены в едином лаконичном и сдержанном стиле, который отражает традиции резьбы и художественной росписи, сложившиеся на Выгу.
Для выставки также были отобраны произведения мелкой пластики, созданные старообрядческими резчиками Выголексинского общежительства в конце XVII — первой половине XIX века. На оборотах указаны не только названия скитов, но зачастую и даты создания. Эти сведения помогают дополнить картину развития одного из крупнейших художественных центров старообрядчества.
Автор: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Поделиться: