Высокую поэзию и мифологическое восприятие мира, метафоричность образов и поэтическое обобщение реалий окружающего мира несет один из распространенных в живой традиции архаических фольклорных жанров - заговор. Для художественной системы заговорных текстов характерны постоянные эпитеты, сравнения и другие традиционные поэтические средства устного народного творчества: «Солнце красное, ты ходишь высоко, ты видишь далеко... Прошу тебя, солнце красное, пойдешь ты, солнце красное, перед высокими горами, зелеными лесами, перед желтыми песками, перед серыми камнями, перед быстрыми реками. Прошу тебя, солнце красное, пойдешь ты за океан-море, отряхнись, утренней зарею народись...».
Небольшие по объему, ритмические по складу формульные произведения, исполняемые с магической целью в сопровождении ритуальных действий, сохранили до наших дней одну из древнейших форм ритуальной речи. Благодаря сакральности, заговоры играли важную роль в обрядовой жизни, исполнять их могли люди, обладающие, как считалось, особым даром магического воздействия. Для жанровой природы заговоров характерна устойчивость формы и содержания, «знахари» текст хранили в неприкосновенности - никакой импровизации, передавали его также людям одаренным, способным использовать заговор с практической целью. Со временем ореол таинственности вокруг заговоров исчез, они стали более открытыми и в обиходе некоторыми из них мог воспользоваться любой, знающий текст заговора (например, от ячменя, зубной боли, от «сглаза»). Но магия слова могла пропасть, если заговор произнесен вне ритуального действия или неточно, поэтому обыденным явлением стали списки заговоров «для памяти».
Большую часть заговоров, бытующих у семейских, составляют лечебные заговоры от зубной боли, ячменя, лишая, «рожи», «родимца», бородавок, на «остановку крови», от ожога, «порчи», «сглазу», страха, испуга и многие другие. Но бытовали не только лечебные заговоры. Были заговоры и заклинания на посев, от червей, чтобы скотина знала свой двор, на Егорьев день заговаривали скотинушку на первый выгон, чтобы волк ее не тронул: «... Ходи, моя бессловесная скотинушка, по крутой горе, зеленой траве. Не напади на ее серый волк. Замыкаю его зубы храбрые, тремя железными замками».
В заговорных текстах встретились языческая древность и христианство, мифологические образы: «презоры», «ветренницы», «переполохи», «криксы», «плаксы», «утин», «лихоманка» и образы христианских святых, Богородицы. В заговоре соединились слово и действие, верования и высокая поэзия. Своим поэтическим началом некоторые из них напоминают сказочный эпос, поэмы: «У Софьи три дочери. Одна пряла, вторая метала, а третья ходила от реки до реки, носила уроки от ангела...»; «Царица-водица бежит с востока до запада, омывает крутые берега, осыпает желтые пески, серый камень, белые корни...»; «Шел Иван Предтече Креститель Господний, шел путем-дорогою, наткнулся на девиц, оградил их крестом. «Откуда вы, девицы?» - «Мы, девицы, заклятые отцами, матерями, проклятие святое небо, правильное солнце, чистое дерево кипарис...»; «На озере-океане, там лежит камень, на том камне выстроилась церковь Божия. У той церкви стоит Божей престол, за престолом Христовым три Иоанна Предтечи, крестители господние. Один Иван Богослов, другой - сын Христов, третий Иоанн Креститель господний. Около Божьего престола господнего, среди их шьет, вышивает, серебром устилает...»; «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб на двенадцати котах, на двенадцати замках, от востока до запада текла огненная река, обмывала пенья, коренья...»
Поделиться: