Песенная традиция семейских наравне с религией, традиционным костюмом, специфическим говором воспринимается как своеобразный символ, выполняющий этномаркирующие функции, тем самым выделяя этнографическую группу на общем фоне русского населения Забайкалья.
Песни семейских неоднородны по своему происхождению, что во многом обусловлено сложностью культурогенеза старообрядцев. Исследователи обнаруживают не только стилевые признаки южнорусского и северорусского происхождения, но также прямые заимствования из устно-поэтического творчества белорусов, украинцев, иногда поляков. Вместе с тем сколько-нибудь заметного влияния на певческий стиль семейских музыкальная культура украинцев и белорусов не оказала.
Систематическое собирание песен началось лишь в XX в. Анализ собранного и опубликованного свидетельствует о наличии песен самых разных жанров — лирических, хороводных, плясовых, шуточных, игровых, свадебных, частушек. Встречаются также песни литературного происхождения. Однако преобладающим жанром поныне остается лирическая протяжная песня, определяющая облик семейской песенной традиции в целом. Тематика ее многообразна: любовная, семейно-бытовая, рекрутская и солдатская, тюремная. Повторяемость бытования в разных районах говорит об устойчивости репертуара в его определенной части, составляющей ядро общего песенного фольклора семейских. «Классикой» стали баллада «В островах охотник», а также песни времен гражданской войны «Не вейтеся, чайки, над морем» и «На коне вороном».
У семейских нет специально выделенного жанра календарных песен. Но исполнение некоторых лирических, хороводных и плясовых приурочивалось к особо крупным календарным. Так, например, во время Троицы девушки водили хороводы вокруг березы с песней «Развевайся ты, береза», исполнялись также «Стой, рябина, стой, кудрява», «Вечор девки» и так называемые «стреловые» («Я пущу-ка стрелу да вдоль по улице»).
Именно в лирической протяжной песне более всего проявляются особенности семейского народно-певческого стиля: многоголосный склад, ладовая переменность, импровизационно-вариативный характер исполнения, особые вокально-исполнительские приемы, «текстовая полифония». Специфическим феноменом и едва ли не главным стилевым признаком является обилие дополнительных вставок в слова, которыми обрастает почти каждый слог песенного текста. Так, например, фраза «Сорву в поле черемушку» при распеве с введением дополнительных слогов, междометий и применением словообрывов звучит следующим образом: «Сорву в поли чарё… и эх да чарё… чарё(ява) му(э)муш(и)ку». Один из наиболее употребительных — прием использования односложных или двусложных внутрислоговых вставок типа «ва», «ява», «яуой». Кроме того, встречаются вставки с применением дополнительной гласной либо гласной, предваряемой согласной. Например: «Чиряз(ы) быс(ы) траю ря(эие).., через ре(хы).., ох, через ре(ява)ча(ва)нику». Существует мнение, что введение в распев дополнительных вставок имеет сходство с церковно-певческой традицией XVI — XVII вв.
Объединяющий признак семейских песен — их многоголосный склад. Мелодия в песнях рождается из совокупности различных мелодических линий, образующихся в процессе ансамблевого пения. В результате выделить основную мелодию в привычном понимании, исполняемую каким-то одним голосом, в семейском многоголосном распеве невозможно. После запева среднего голоса (который чаще других голосов «зачинает» песню) его мелодическая линия перестает быть ведущей. Мелодия развивается, свободно переходя от одного голоса к другому.
Сравнение образцов современного семейского распева с письменными памятниками древнерусской музыкальной культуры обнаруживает один и тот же тип многоголосной фактуры с ее предельно свободным голосоведением. Специфика его заключается в обилии жестких диссонирующих вертикалей, возникающих вследствие одновременного звучания нескольких горизонтально развивающихся мелодических голосов, причем без предварительного их приготовления и последующего разрешения. Исходя из этого, ученые-музыковеды определяют многоголосный склад семейских песен как подголосочно-полифонический, включающий элементы русского средневекового церковного пения (главным образом демественного распева).
Чрезвычайно разнообразно ладовое строение семейских песен. Широко используются в них различные виды ладотональной переменности. Особо следует отметить характерные для семейской певческой традиции приемы ладового смещения напева. Одним из таких приемов является незаметное повышение тонального уровня от куплета к куплету, в результате чего последние куплеты песни звучат значительно выше первоначальных. К особенностям исполнения относится и прием «текстовой полифонии». Суть его заключается в свободной перестановке слов, а иногда и целых фраз, в разных подголосках в пределах одного куплета. В результате в нескольких голосах одновременно интонируется разный текст.
Традиция семейского распева требует от исполнителей высокого певческого мастерства. Владение им возводится в ранг особого эстетического феномена и самими певцами, и членами традиционного сообщества. Отсюда возникает стихийный профессионализм, выражающийся в существовании замкнутых певческих артелей, небольших по составу, основанных на родственных или соседских отношениях. Такими «соловьиными гнездами» славятся многие семейские села: Большой Куналей, Тарбагатай, Калиновка, Куйтун, Десятниково, Хасурта, Бичура, Красный Чикой, Архангельское, Урлук, Укыр.
Новым культурным явлением стало концертно-сценическое исполнение семейских песен профессиональными и любительскими народно-певческими коллективами.
Н.И. Рещиков
Поделиться: