Святочные обряды

По рассказам людей пожилого возраста можно восста­новить картину рождественских обходов домов, святочных гуляний и место в них поэтического слова. Игровая атмосфе­ра праздника захватывала взрослых и детей и осталась яр­ким воспоминанием в жизни тех, кто застал этот праздник. «...Спокон веку славили: Рождество твое, / Христе Боже, / Нам мир открыл / Всем вразумленье. Потому люди слу­жили как Богу, от звезды научились поклоняться Солнцу: /Правдой тебя познавать / С высоты Востока. / Слава тебе, Рождество Христово!» Многочисленны свидетельства, как обходили дома ряженые: «Сею, вею, посеваю, / С новой жизнью поздравляю. / Открывайте сундучок, /Доставайте калачок. Ряженые ходили, приносили зерно и обсыпали. Помню, что зерно летело. Да, вспомнила: в детстве даже на улице идем и летит зерно. Нам было хорошо, рады, что на нас летит Божья Благодать.» «И ребятишки ходили, и пожилые. Пожилые идут сначала отчитывают, потом идут молодые, ПОТОМ подростки, ПОТОМ уже ребятишки. На Новый год: Сию. вию. Посиваю. Ну и счастье, чтоб благопо­лучие у вас было хорошо, чтоб приплод был...»

Специальных святочных песен у семейских не зафикси­ровано. Традиционно святочной считается песня «Скочил козел в огород». Исполнялись на Святках хороводные, иг­ровые, плясовые, лирические и даже свадебные: «Во лузьях было, во зеленых», «Не ходи, белый кудрявый», «Я по бе­режку похаживала», «На улице ремода», «Сени мои, сени»,

«Во кузнице» и другие. Песня пелась долго, если это пля­совая, то все желающие успевали показать свое мастерство.

Большой популярностью пользовались шуточные песни.

Пыд горою, гыворять, сарахван бабы делять:

Кому перед, кому зад, кому весь сарафан...

Завершается одна песня, а следом уж другая не дает усидеть:

Посею лебеду на берегу. (2)

Свою крупнаю рассадушку, свою крупнаю зеленаю.

Погорела лебеда без дожжа.(2)

Моя крупная рассадушка, моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду(2)

И да ни воды нет, ни казаченьки.

Кабы мне бы, младой, ворона коня, (2)

Я бы вольная казачка была, я бы вольная, молоденькая.

Скакала, плясала по лужкам, (2)

По зелененьким дубравушкам. (2)

 

 Среди песен, исполняемых на святочных вечорках, были величальные. Старинная свадебная ритуальная пес­ня «Я вокруг столба хожу», в поэтическом содержании которой отражается древний ритуал венчания - хождение вокруг дерева, перешла сначала в разряд величальных сва­дебных, а затем и хороводных. Большое место на святоч­ных вечорках занимали игры, наиболее распространенные из которых - «Олень», «Дрема», «Монах», «Король». Игры сопровождались песнями и припевками, роль их заключа­лась не только в том, чтобы создать атмосферу веселья, но больше того - подготовить подросшую молодежь к брач­ному периоду. Здесь создавались пары, через игру, песню девушкам и парням предоставлялась возможность выра­зить свое отношение к предполагаемым парам.

 

 Наиболее древними из святочного репертуара семейских были игровые песни, включающие драматургические эле­менты в исполнении. Слово и действие в них представля­ют единое целое. «Уж мы лены сеем, сеем. / Уж мы сеем, приговариваем...», «Уж мы сеяли капусту, приговарива­ли...» Эти песни хорошо сохранили древний заклинательный характер. Фрагменты таких песен записаны в конце XX века. В большинстве случаев игровые песни не были прикреплены к определенному обряду, они исполнялись в разные календарные праздники и представляли наиболее древний пласт фольклорной культуры, некогда связанный с магическими ритуалами. В святочных гуляниях - важном календарном празднике земледельцев - они были и умес­тны и необходимы.

 

Поделиться: