По рассказам людей пожилого возраста можно восстановить картину рождественских обходов домов, святочных гуляний и место в них поэтического слова. Игровая атмосфера праздника захватывала взрослых и детей и осталась ярким воспоминанием в жизни тех, кто застал этот праздник. «...Спокон веку славили: Рождество твое, / Христе Боже, / Нам мир открыл / Всем вразумленье. Потому люди служили как Богу, от звезды научились поклоняться Солнцу: /Правдой тебя познавать / С высоты Востока. / Слава тебе, Рождество Христово!» Многочисленны свидетельства, как обходили дома ряженые: «Сею, вею, посеваю, / С новой жизнью поздравляю. / Открывайте сундучок, /Доставайте калачок. Ряженые ходили, приносили зерно и обсыпали. Помню, что зерно летело. Да, вспомнила: в детстве даже на улице идем и летит зерно. Нам было хорошо, рады, что на нас летит Божья Благодать.» «И ребятишки ходили, и пожилые. Пожилые идут сначала отчитывают, потом идут молодые, ПОТОМ подростки, ПОТОМ уже ребятишки. На Новый год: Сию. вию. Посиваю. Ну и счастье, чтоб благополучие у вас было хорошо, чтоб приплод был...»
Специальных святочных песен у семейских не зафиксировано. Традиционно святочной считается песня «Скочил козел в огород». Исполнялись на Святках хороводные, игровые, плясовые, лирические и даже свадебные: «Во лузьях было, во зеленых», «Не ходи, белый кудрявый», «Я по бережку похаживала», «На улице ремода», «Сени мои, сени»,
«Во кузнице» и другие. Песня пелась долго, если это плясовая, то все желающие успевали показать свое мастерство.
Большой популярностью пользовались шуточные песни.
Пыд горою, гыворять, сарахван бабы делять:
Кому перед, кому зад, кому весь сарафан...
Завершается одна песня, а следом уж другая не дает усидеть:
Посею лебеду на берегу. (2)
Свою крупнаю рассадушку, свою крупнаю зеленаю.
Погорела лебеда без дожжа.(2)
Моя крупная рассадушка, моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду(2)
И да ни воды нет, ни казаченьки.
Кабы мне бы, младой, ворона коня, (2)
Я бы вольная казачка была, я бы вольная, молоденькая.
Скакала, плясала по лужкам, (2)
По зелененьким дубравушкам. (2)
Наиболее древними из святочного репертуара семейских были игровые песни, включающие драматургические элементы в исполнении. Слово и действие в них представляют единое целое. «Уж мы лены сеем, сеем. / Уж мы сеем, приговариваем...», «Уж мы сеяли капусту, приговаривали...» Эти песни хорошо сохранили древний заклинательный характер. Фрагменты таких песен записаны в конце XX века. В большинстве случаев игровые песни не были прикреплены к определенному обряду, они исполнялись в разные календарные праздники и представляли наиболее древний пласт фольклорной культуры, некогда связанный с магическими ритуалами. В святочных гуляниях - важном календарном празднике земледельцев - они были и уместны и необходимы.
Поделиться: