Похоронная причеть

Имеющая в своей основе древнеславянские корни, у семейских она сохранилась в живом бытовании. Обрядовыми правилами определены место и содержание причети в ритуальной системе похоронной обрядности. «Голосить» — исполнять причеть — начинают близкие родственники и приходящие попрощаться соседи, после того как умершего «собрали», «обрядили». Содержание причети тематически соотносится с соответствующим обрядовым действом. Обрядив покойного, например, «голосят»: «Обрядили-то тебя да приукрасили. // Закрылися твои, твои да ясны глазоньки, // Обманула ты нас усех да собралась ранешенько». Далее «голосят», когда заносят при положении покойника в домовину (слово «гроб» редко употребляют), при выносе покойного из дома (здесь неизменно присутствует мотив прощания с домом). Дорога на кладбище («могилки») выступает как пограничье между жизнью и смертью. В причети семейских этот образ довольно устойчив: «Туда-то дороженька открыта, //А оттельто никто не придет». При подходе к кладбищу в причитаниях сообщается о встрече с «родителями» (т.е. всеми умершими родственниками) «на том свете»: «Ой, встречайте-ка вы мою родиму сестру. // Зачем же вы ей сюда сманили». Звучит просьба оберегать умершего, не бросать его. Далее — причитания, содержащие описание дальнейших погребальных действий: «Ой, сейчас же зароют, не увидишь твоего лицато».

Надгробный камень. Старообрядческое кладбище

с. Куготы Мухоршибирского района Бурятии

В причети до мельчайших подробностей описывается по гребальное сооружение — голубец. В селах Куготы Мухоршибирского и Хасурта Хоринского районов на кладбище сохранились постройки — схематичные модели дома, построенные в 1931-1933 гг. (Куготы), 1913- 1917 гг. (Хасурта).
После возвращения с кладбища причитания прекращаются. Обычай запрещал старообрядцам после похорон ходить на «могилки» и «голосить», кроме как в родительские дни и особые дни поминовения усопших. Среди правил есть запрет на оплакивание умерших детей, особенно умерших до крещения. У семейских существует поверье о том, что оплакиваемые дети возвращаются, чтобы «унести» с собой жизнь новорожденных братьев и сестер или навлечь на них болезни. Не оплакивали, не отпевали, не хоронили на общем кладбище самоубийц, утопленников и людей, умерших не своей смертью. Голосить по ним считалось большим грехом.

Голубцы. Старообрядческое кладбище с. Куготы Мухоршибирского района Бурятии


В старообрядческих селах Забайкалья причетная традиция сохранилась в той форме, которая была зафиксирована в середине XIX в. Причетный напев чаще всего имеет одну-две мелодии, на которые исполняются различные по тематике тексты. Содержание причети в большей степени является импровизационным, оно впитывает в себя бытовые реалии, впечатления, личностные отношения. Чем талантливее плакальщица, тем богаче образная система ее причети. Но при этом сохраняются традиционная форма, отработанные практикой напев и исполнение. Плакальщица не должна слишком эмоционально, громко и долго голосить, чтобы не потревожить отлетающую в другой мир душу умершего. Основа похоронной причети — это «плач голосом», речью. Хорошая исполнительница причети, как правило, отключает эмоции и исполняет голошение без слез. Талантливые исполнительницы есть в каждом старообрядческом селе. В современном похоронном обряде исполнение причети в старообрядческом селе сопровождается слезами и эмоциями.

Надмогильный крест. Старообрядческое кладбище

с. Куготы Мухоршибирского района Бурятии


Т.И. Матвеева

Поделиться: