Народные исторические рассказы старообрядцев о своем прошлом, форма выражения общественно-исторического сознания людей. Предания выполняют функцию межпоколенной передачи этнически важной информации и в то же время являются формой оценки старообрядцами себя и своего прошлого.
Локальный репертуар преданий семейских сформировался под воздействием конкретно-исторических обстоятельств, включающих переселенческий фактор. Это обстоятельство обусловило наличие в преданиях такого сюжетно-тематического цикла как заселение и освоение семейскими Забайкалья. В этом цикле присутствуют генеалогические предания, повествующие о родословной тех или иных семей, сосланных в Сибирь «за веру»; рассказы о том, как семейские появились в Забайкалье, как образовывались населенные пункты, кто были первыми поселенцами; кто жил на этой земле до прихода сюда русских, как складывались этнокультурные взаимоотношения семейских и аборигенов края — бурят. Также предания содержат мотивы, обусловленные историей старообрядчества: раскол веры, приверженность старым обрядам и обычаям, мотив гонений на старообрядцев. Эти мотивы основные в цикле преданий о протопопе Аввакуме, где он «представлен как идейный вождь староверов, прошедший через все муки и принявший смерть, но не отказавшийся от старых обрядов». Современные рассказчики преданий осознают, что во времена раскола и в дальнейшем их предки принятию «другой веры», то есть новых церковных канонов, предпочли страдания «за веру Христову», дальний путь в неизведанные края. Следует отметить, что в преданиях семейских традиционное православие осмысливается именно как другая вера, противопоставленная своей, Христовой.
Е.Л. Тихонова
Поделиться: