Легенды

Устные произведения несказочной прозы религиозного содержания, духовно-нравственного, объяснительного, нравоучительного направления, воспринимаемые рассказчиком и слушателями как достоверное повествование.

Легенды в среде семейских бытовали и в устной, и в рукописной форме. Часть их появилась под прямым воздействием старообрядческой книжности. Связанные с христианским вероучением, эти произведения отразили народное православие, представили свои версии преданий Ветхого и Нового заветов. В народной интерпретации книжные легенды о святых иногда далеко уходили от сюжетной линии первоисточника, нередко приобретая современный смысл. Малопонятное повествование чужой книжной культуры переосмысливалось, действие переносилось на свою родную почву, нередко создавался совершенно новый сюжет, привязанный к персонажу библейской легенды. Примером могут служить многочисленные легенды, связанные с иконами, большая часть которых относится к образу Богородицы.

О чудодейственном свойстве икон с образом Богородицы существуют многочисленные рассказы, в них вкраплены сюжетные элементы христианских легенд о помощи и заступничестве Богоматери.

На библейские сюжеты зафиксированы легенды, некогда широко бытовавшие в старообрядческой среде: о конце света, будущем Страшном суде, рае, аде, как Христос и святые ходили между людьми, о мучениях грешных людей после смерти. Библейское содержание этих легенд известно почти каждому с детских лет, в устной интерпретации усиливается дидактическая сторона, библейские заповеди наполняются содержанием сегодняшнего дня. Нередко легенды о конце света и Страшном суде имеют краткую форму, основываются на личных взглядах исполнителя и рассказываются в назидание. Большое распространение имели легендарные рассказы о хождении Христа и святых по земле. Христос и его апостолы в образе старца, «помирушки», «милостинки», мальчика неузнанными ходят среди людей, порицая людские пороки, щедрых и благочестивых одаривают, жадных и ленивых наказывают. До сих пор популярны легенды о чудодейственной силе Святителя Николая-Чудотворца, Угодника. Многие легендарные мотивы, связанные с его деяниями, в современной устной прозе составляют основу рассказа о событиях, участником или очевидцем которых был сам рассказчик. И образ Николая-Чудотворца воспринимается не как некая абстракция, отвлеченный персонаж, а как образ простого, очень близкого человека, готового каждому помочь.

В период воинствующего атеизма рассказывание легенд порицалось, и постепенно они уходили из живого бытования. В конце ХХ в. возрос интерес к религии, а следовательно, и к рассказам, с нею связанным. Многое уже потеряно, но занимавшие значительное место как в письменной, так и в устной традиции семейских библейские легенды дожили до XXI в.

В современной старообрядческой среде Забайкалья произведения легендарной фольклорной прозы бытуют в форме рассказа-пересказа слышанной или прочитанной когда-то легенды, притчи или предания из канонической или апокрифической литературы для объяснения, информации или нравоучения.

Одна из функций легенд — объяснительная: через призму христианского учения разъясняются события, явления, относящиеся к миру живой и неживой природы, быту людей. Такие легенды пользуются большой популярностью и обычно рассказываются в связи с какими-то запретами, ограничениями, правилами поведения, для передачи традиционных представлений, в качестве предостережения.

Р.П. Матвеева

Поделиться: