Самопрялка. Орудие труда. Орудие прядения. У семейских – санопрядка, самопрядка.
Ножной станок для прядения ниток, для получения пряжи. Применялись самопрялки двух типов: стояк и лежак. Преобладала самопрялка более древнего типа – лежак, называемая русской. Но на реке Чикое встречается самопрялки типа стояк, колесо и катушка которой расположены в вертикальной плоскости, и которые в России были известны под названием немка, чухонка. П.А. Ровинский в 1871 г. записал: «Семейская прядет не веретеном, а на самопрядке, которая у нас в России называется саксонской, следовательно, того же западного изобретения»
В традиционном быту семейских Забайкалья использовалась широко и часто. О нерационально потраченном времени семейские говорят: рано встали, да мало напряли.
У семейских вязать, прясть, вышивать, ткать приучали девочек с 8–10 лет. Причем делали это очень тактично. Так, у семейских в 1905 г. записана загадка: «Пять и пять овечек зарод подбивают, пять и пять овечек труху подбирают» (т.е. прядут).
«До революции у семейских было принято давать невесте в приданое швейку и корневую нарядную прялку. Если прялка была не корневая, а составная, то над невестой смеялись: «Какие твои родители ленивые, нерадивые, даже не могли найти корня на прялку». Прялка была предметом, который свидетельствовал о трудолюбии как невесты, так и её родителей. У семейских женщины до коллективизации занимались прядением и ткачеством для своих нужд.
Прялка как орудие прядения играла большую роль в повседневной жизни. Для их жизнеобеспечения при натуральном хозяйстве для изготовления одежды, вервов, веревок, сукна, поясов требовалось много пряжи и женщины были заняты прядением весь зимний период.
Главным достоинством самопрялок являлась эффективность работы: в день можно было спрясть 400 г шерсти. На обычном веретене это же количество пряжи можно было изготовить за 7 дней.
Верхнеудинский краевед Николай Николаевич Бурлаков, побывавший в начале 20-го века в семейских сёлах, в своем описании упомянул: "...Зимой женщины и девушки ткут из овечьей шерсти сукно яретенье - с молодых баран, и старетенье - со старых, затем - половики, холст для мешков ( такие мешки можно встретить только у семейских), вяжут варежки, перчатки, чулки, вышивают красивыми узорами полотенца, ткут шелковые узорчатые кушаки..."
Описание самопрялки, хранящейся в музее ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН: Самопрялка (№266) приобретена для музея в 1969 г. в с. Большой Куналей Улан-Удэнского района (ныне Тарбагатайский) у Козловой Ульяны Ивановны. Самопрялка изготовлена, вероятно, Кошелевым Егором Борисовичем в конце XIX в. На самопрялке стоит дата 1895 г. Позднее этим ремеслом занимались его сын и внук Сазон Кошелев. Самопрялка изготовлена из березы. Многие детали точеные на токарном станке. Окрашена и расписана в разные цвета (темно-синий, красный, зеленый, белый). Длина самопрялки 87 см. Высота самопрялки 80 см. Длина доски – 40 см, ширина – 16. Диаметр колеса 46 см, длина ножек 49 см (передней) и 39 см двух задних. Длина кронштейнов 44 см. Ширина вилки цевки – 16 см. Диаметр шкивков (большого) – 9 см, малого – 7 см. Длина ременного привода – 44 см. Таково описание станка для получения пряжи.
По материалам Ф.Ф. Болонева.
На фото пряха из села Билютай Бичурского района - Ефимова Валентина Николаевна. Август 2022 г. Автор фото Варанкина Е.В.
Поделиться: