Рукописные сборники - самая яркая и самая мозаичная часть книжно-рукописной традиции. Можно говорить о наличии служебных, нравственно-учительных, полемических, литературных (и историко-литературных) сборниках и сборниках смешанного содержания.
Служебные сборники содержат, как правило, молитвословия, богослужебные песнопения и чины различных служб.
Нравственно-учительные четьи-сборники включают в свой состав фрагменты различных апокрифических сочинений: «Слова» и «Поучения» Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Кирилла Александрийского, Палладия Мниха, Иосифа Волоцкого и др.; «Страсти Христовы», «Великое Зерцало», «Пролог», «Катехизис», «Скитское покаяние». В этих сборниках можно встретить исторические справки возникновения раскола, жития русских и нерусских святых, духовно-назидательные повести и изречения о страданиях за правую веру.
Сведения о мире и миропорядке содержат многочисленные вопросно-ответные сочинения, фрагменты которых включались в рукописные старообрядческие сборники.
Часто встречаются выдержки статей догматического, нравственного, литургического и канонического содержания из переводных сборников — Никона Черногорца, «Паисиевского» сборника, сборников «Пчела», «Златая Цепь», «Маргарит», «Измарагд», «Торжественник» и др.
Широкое бытование имели сборники духовных стихов, близкие к назидательной книжности.
Сборники смешанного содержания включают в себя статьи из богослужебной литературы, духовные стихи, хозяйственные документы. Однако при всей пестроте собранных выписок и выдержек совершенно очевиден смысловой стержень подборки — это отображение мировоззренческой стороны сознания староверов, их понимание и осмысление мира земного и мира «божественного», соотношение этического комплекса христианской морали и норм обыденной жизни.
Забайкальские полемические сборники содержат «патериковые» сочинения, «Поморские ответы», «Послания Аввакума» и различные сочинения нового времени — описания Соборов и диспутов. Полемические сборники имеют яркую отличительную особенность: большое количество ссылок на литературу. Составители сборника обязательно ссылались на авторитетный первоисточник, подтверждающий их слова. В забайкальских полемических сборниках выявлено более 270 таких названий. Ещё одна группа сборников — рукописные сборники с молитвами-заговорами, как правило, довольно позднего происхождения.
Сборники различны по объёму — от 8 до 500 листов. Встречаются вклейки довольно больших фрагментов текстов печатных изданий.
Очень редкий случай — сборники «миниформата», удивляющие искусством каллиграфии.
Поделиться: